Ловкость рук и немного мошенства

«Сапожник» («The Cobbler»)  
Режиссер Том МакКарти
США, 2015, 99 мин.                                                  

Это картина об американском еврее, но на самом деле национальность героя никакого значения для фильма не имеет, он мог бы быть и ирландцем, и индусом, и китайцем. Писать о «Сапожнике»  легко, потому что в нем нет ничего трудно выразимого, будь то настроение, характеры, какая-то тонкая мысль.

 Фильм равен своему сюжету: в нем есть некий сценарный трюк, к которому все сводится. Но в таком случае любой текст о «Сапожнике» рискует соскользнуть в спойлер. Попытаюсь все же рассказать об этой картине, не испортив читателям будущего развлечения (ибо «Сапожник», конечно, чистое развлекалово).     

Итак, главный герой, в силу неких обстоятельств, обретает способность творить чудеса, точнее, одно чудо. Благодаря этому ему удается, как говорят по-английски, make a difference in the world, немножко изменить мир в лучшую сторону.  Во-первых, он ликвидирует маленькую, но опасную и свирепую банду черных рэкетиров и киллеров. Сначала меня это очень удивило: как это еврей истребляет негров? То есть я удивился не тому, что еврей на такое способен (почему бы и нет, тем более что он обладает магической силой?) Но ведь очень неполиткорректно получается: еврей хороший и симпатичный, а негры плохие и противные.  Но не беспокойтесь, потом все политически скорректировалось: герой наткнулся на  мафиозный клан, во главе которого  стояла мерзкая еврейка, и стал бороться с ним не менее решительно, чем с черной бандой. Таким образом, фильм политически корректен со знаком минус: вместо того, чтобы, как положено, провести постную идею, что все этносы по-своему хороши, он проводит идею противоположную и приперченную: все этносы по-своему плохи. Баланс так или иначе соблюден.

На всякий случай в фильме есть и политкорректность в положительном смысле. Поначалу сапожник (такова профессия героя, которого играет Адам Сэндлер) социально пассивен: он с большой неохотой соглашается на предложение девушки-пуэрториканки подписаться под коллективным письмом против агрессивных застройщиков, которые хотят вытеснить бедняков из старых кварталов Бруклина в районе Шипсхед-Бэй, чтобы на месте их уютных домиков возвести шикарные многоэтажные кондоминиумы. Но по ходу фильма оказывается, что еврейка, которой герой нечаянно перебежал дорогу, и есть глава этих агрессивных застройщиков. Поведя с ней войну не на жизнь, а на смерть, сапожник, таким образом, стал действовать в том же направлении, что общественный комитет. В конце фильма он опять встречается с пуэрториканкой, и похоже на то, что у этого не такого уж молодого пентюха что-то сдвинется и на личном фронте. У него хорошие шансы: в том, что мафия перестала зариться на Шипсхед-Бэй, львиная доля его заслуги, и симпатичная девушка это оценила.  Сам же парень в ходе борьбы стал более зрелым: в частности, он понял, что чудеса — оружие опасное, и ими надо пользоваться осторожно. Непонятно, правда, какой урок могут извлечь из этого зрители, которым никакое злоупотребление чудесами не грозит.   

В фильме много драк, суетни, беготни и в меру смешной бестолковщины. Чудо, которое дало толчок всей этой карусели, однообразно повторяется и постепенно немного наскучивает.  Кроме того, чудо чудом, но все-таки не мешало бы, чтобы в фильме была и какая-то логика. Местами таковая совсем не просматривается, и тогда карусель превращается в какой-то мутный кавардак.  

Если сравнить американские фильмы в целом с добрыми старыми совковыми, то прежде всего бросается в глаза такая разница: наши фильмы не обладали сюжетной мускулистостью голливудских.  Например, в советском кино бытовал жанр так называемой «лирической комедии»: по сути, это было ни то ни се, смесь комедии с драмой или мелодрамой, какая-то жидкая манная каша.  В американском кино никаких лирических комедий нет: если комедия, так уж, чтоб животики надорвать, если мелодрама, так чтоб носовой платок слезами пропитался. Американская киноиндустрия богата технарями: фильмы, которые делают эти спецы, могут быть очень примитивными и глупыми, но все-таки они держатся на какой-то пружине, некоей более или менее занятной идее.

Другое дело, что в золотую эпоху Голливуда: в картинах Эрнста Любича, Фрэнка Капры, Билли Уайлдера, Уильяма Уайлера, Ховарда Хоукса и других больших режиссеров —  ловкость построения  сочеталась с мыслью, душой, атмосферой, одним словом, с тем, что называется художественностью, а сейчас эта ловкость носит преимущественно механический характер. (Конечно, бывают исключения: например, в фильме «День сурка» оригинальной идее «закольцованного времени» сопутствовала ирония по поводу скуки и однообразия американской провинциальной жизни). «Сапожник», увы, относится к разряду фильмов пустых, механичных. Но все равно, эту картину можно посмотреть: как-никак, это продукт американского ума с его неиссякаемой тягой к изобретательству, фокусам и гаджетам.            

Святослав Бакис, специально для «Хадашот»
http://bakino.at.ua/

рубрика: