Лех леха: с волками жить — по-волчьи выть, или кое-что о первичном накоплении капитала

«Фараон возвращает Сарай Авраму», худ. Исаак Исаакс, 1640  

 

— Как заиметь состояние?
— Обязательно нужен капитал. Хотя бы небольшой, стартовый.
— А как заиметь стартовый капитал?
— Обязательно нужен пистолет. Хотя бы небольшой, стартовый.

Анекдот

Эта глава ставит перед нами множество вопросов и тем для экономического обсуждения: можно ли нажить капитал честным путём? Простителен ли обман для достижения высоких целей?

Склонному к морализаторству читателю может показаться, что Тора отвечает на один из самых актуальных вопросов современности отрицательно: честное накопление первичного капитала невозможно!

Итак, Аврам с Сарай идут из Кнаана в Египет. Понимая, что Сарай женщина привлекательная и Всевышний поможет им, супруги договариваются притвориться братом и сестрой, чтобы праотец смог предложить свою жену в богатый дом. План исполняется наилучшим образом: фараон берёт Сарай в жёны, но не может к ней притронуться, поскольку Творец ниспослал кару на его дом: «И поразил Господь фараона и дом его большими язвами за Сарай, жену Аврама (Лех леха 12:17)».

Понимая, что причина бед, обрушившихся на его дом, — Сарай — фараон возвращает её Авраму, в качестве компенсации одарив того золотом, рабами, наложницами, ослами и верблюдами. Получив обратно жену и впридачу большие богатства, праотец желает фараону выздоровления и отбывает восвояси.                      

То есть, говоря современным языком, Аврам и Сарай «развели» фараона. Но надо учитывать контекст того времени. Всевышний говорит Авраму, что тот должен создать новый народ и приводит его вместе с женой в Кнаан. И с чем же они там сталкиваются? Голод и, главное, как нам становится известно из разговора Аврама с Сарай, — нет возможности уповать на чудо. То есть, Творец дает понять первому еврею, что если он никуда не двинется с этого места, они с женой попросту умрут от голода.       

«Сарай забирают во дворец фараона», худ. Д. Тиссо

Но, кроме элементарного выживания, на Аврама возложена миссия — создать новый народ. А для этого ему нужен стартовый капитал. Что же делать в данной ситуации?   

Вспоминается анекдот:

Хотите заработать деньги? Возьмите высокий стул, положите ему под ножку доллар и сядьте на стул. Задача: взять этот доллар. Решение: встаёте со стула, наклоняетесь и поднимаете доллар. Смысл упражнения: чтобы заработать деньги, надо поднять задницу.                                        

Аврам этого анекдота не слышал, но рассуждал примерно так же. Да и голод не тётка, пирожок не подаст[1]. Надо идти. Но куда? На тот момент самой благополучной страной в регионе был Египет — значит, идти надо туда!                                        

Зная нравы того времени, Аврам понимал, что если они с женой будут искренними, шансов выжить почти нет. Мораль того времени вполне допускала убийство супруга замужней красавицы и превращение её в наложницу. Если же красивая пришелица оказывалась не замужем, у неё были хорошие шансы попасть в богатый дом в качестве жены хозяина, при этом ее семья получала выкуп. Из двух зол выбирают меньшее, поэтому Аврам и Сарай и назвались братом и сестрой.           

Относительно же разборчивости в средствах накопления капитала, глава Лех леха даёт нам замечательный пример того, что алчность отнюдь не застила Авраму глаза. И ради денег он готов отнюдь не на всё. Когда спасённый им царь Содома (спасая племянника, Аврам вынужден был спасти и его) предлагает ему: «Души отдай мне, а имущество возьми себе (Лех леха 14:21)», праотец отвечает: «Я не возьму у тебя ни шнурка, ни даже верёвочки, чтобы не мог ты сказать, что обогатил Аврама (Лех леха 14:23)».                                                                    

То есть, он понимает, что должен заботиться о своей репутации и если хочет, чтобы люди имели с ним дело, то не вправе взять у царя Содома абсолютно ничего. И не берёт!

Относительно же средств, полученных от фараона, посмотрим на ситуацию с точки зрения морали того времени. Вопреки расхожему мнению экономика и нравственность взаимосвязаны. Какова нравственность, такова и культура. Какова культура, такова и правовая культура. А правовая культура определяет законы, согласно которым функционируют экономические процессы в обществе.                                 

Поэтому в стране, где не считается аморальным убить человека за то, что он чужеземец и у него соблазнительная жена, чужеземец тоже не считает аморальным взять средства у лидера этой страны. Взять для построения совершенно другого общества, с более правильной правовой культурой и, следовательно, более правильной экономикой.

Так что на вопрос, возможно ли честное накопление стартового капитала, вечная книга отвечает вполне определённо — да! Надо лишь руководствоваться нравственными нормами современного нам общества.

Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот»

 

[1] Изначально поговорка звучала именно так, просто со временем вторая часть исчезла, и поэтому было не очень ясно, что хорошего в тётке.