Студия "Лимонад" он-лайн
Программа работы студии включает проведение он-лайн лекций, презентаций, концертов и интервью.
Евреи — участники Dyke March
Организаторы ежегодного шествия ЛГБТ в Чикаго Dyke March отказали в участии еврейской гей-общине, шествовавшей под радужным флагом с магендавидом. Шестиконечная звезда была названа «символом угнетения», а в своем пресс-коммюнике вдохновители марша мотивировали причину отказа поддержкой участниками-евреями сионизма.
Еще несколько лет назад шли дискуссии о том, можно ли допускать на эти парады антисионистские группы. Сегодня же ситуация изменилась — все чаще из числа участников исключают евреев — за сионизм. В том же Чикаго в прошлом году во время съезда Национального актива ЛГБТ толпа сорвала субботнюю службу, организованную для сближения общин ЛГБТ Северной Америки и Израиля. Срыв молитвы — на совести организации QUIT (Queers Undermining Israeli Terrorism, в вольном переводе: ЛГБТ подрывают израильский терроризм, — прим. ред.).
Подобное происходит и в других местах, где спекулируют на расово-гендерной политике идентичности. Так, Линда Сарсур — организатор многомиллионных «женских маршей» против новоизбранного президента Дональда Трампа — заявила, что сионисткам нет места в феминистском движении. Сарсур — в прошлом исполнительный директор Арабской американской ассоциации Нью-Йорка — отличается особенно острым языком. В одном из своих твитов она написала, что вырвала бы влагалища у своих критикесс, потому что те не заслуживают быть женщинами.
Каких бы взглядов ни придерживаться в отношении палестино-израильского конфликта, но при чем здесь фестивали и парады гордости ЛГБТ и вообще борьба за гендерную справедливость? Оказывается, при всем. В последнее время в леволиберальных кругах завоевала популярность идея интерсекциональности, сформулированная Кимберли Вильямс-Креншоу в 1989 году. Состоит она в том, что различные формы угнетения — социальные, расовые и гендерные — связаны между собой. Таким образом, борьба против дискриминации женщин связана с борьбой за права ЛГБТ и равенство национальных меньшинств, а также против колониального угнетения и за равноправие людей с ограниченными возможностями и т.д. Целые департаменты расовых, афроамериканских, женских, гендерных и других штудий, наряду с серьезными исследованиями, уже полвека разрабатывают идеи, концепции и платформы дискурса идентичности.
Идентичность — важная часть человеческой личности, играющая безусловно позитивную роль в ее развитии. Но есть и темная сторона медали — политика идентичности. Политика, представляющая членов своей группы как безусловных жертв общества и отстаивающая исключительно их привилегии. Политика идентичности нетерпима к любой критике. Как можно критиковать жертву, сражающуюся за существование? Жертва всегда права, и что бы она ни вытворяла — все оправданно. В худших своих проявлениях политика идентичности и вовсе приобретает черты культа.
В ноябре 2015 года я попал в самую гущу студенческих протестов в нескольких наиболее престижных американских университетах Восточного побережья. Протесты начались из-за того, что кто-то не запретил карнавальные костюмы, якобы оскорбляющие чувства представителей различных меньшинств. Возмущение быстро переросло в мощную, порой гротескную демонстрацию расово-гендерной политики идентичности. Студенты устраивали сидячие забастовки, требуя удалить всех белых, действовавших на них угнетающе. Например, в Гарварде они хотели снять портреты и убрать статуи одного из основателей университета, президента Вудро Вильсона и других «расистов». Протестующие требовали разбавить слишком «белый» профессорско-преподавательский состав, ввести для всех белых обязательные курсы «культурно-расовой толерантности», убрать из университетской библиотеки труды «мертвых белых мужчин», заменив их произведениями чернокожих, женщин и геев. Звучало также пожелание превратить университеты в «комфортные зоны» для миноритарных групп — цветных, феминисток, ЛГБТ, иммигрантов.
Лично мне демонстрантами в Йельском университете было заявлено, чтобы я — «белый старый самец-гетеросексуал» — убирался вон, и вообще, у меня нет права голоса. На замечание, что я тоже иммигрант из Израиля, услышал в ответ: «Сколько палестинцев ты убил?» и неприкрытые антисемитские лозунги. С аналогичной реакцией пришлось столкнуться при попытках поговорить с демонстрантами в Колумбийском университете и Университете Нью-Йорка.
Недавно в интерсекционализм включилась организация черных американских националистов Black Lives Matter («Черные жизни значат»), возникшая накануне президентских выборов. Их отличает провокационная риторика о том, что лишь черные жизни имеют значение, а программа включает ряд элементов антиизраильской риторики. На Параде гордости в Торонто «Черные жизни» были приглашены как почетные гости, а в Филадельфии ради них перекрасили традиционный радужный гей-флаг, добавив туда черную и коричневую полосы.
В последние два года к протестам меньшинств в рамках интерсекциональности открыто присоединилась и исламистская идентичность. Что не удивительно, ведь исламизм — это отражение мусульманской религиозной идентичности в политике.
Организаторы Dyke March прогнали демонстрантов с шестиконечной звездой, зато там гордо несли флаги Саудовской Аравии и других стран, где репрессивные диктаторские режимы отнюдь не жалуют ЛГБТ-сообщество. Активисты из исламистской группы Tarab опубликовали в Твиттере решение организаторов Dyke March, присоединившись к протестам против «угнетения и этнических чисток, проводимых Израилем». Вместе с тем адепты Tarab сфотографировались на марше под флагами Ливанской республики, где узаконен апартеид, и Мавритании, где не только меньшинство «белых арабов» угнетает большинство «черных арабов», но и легализовано рабовладение. В руках демонстрантов был замечен также флаг режима сирийского лидера Башара Асада, проводящего сегодня крупнейшую в истории Ближнего Востока этническую чистку.
Линда Сарсур
Критика израильской политики и всех аспектов жизни еврейского государства легитимна и вовсе не является уделом левых. С правого фланга тоже достаточно ядовитой и разрушительной критики, граничащей с самоненавистью. В этой среде реальный Израиль ненавидят за несоответствие своим религиозным и политическим утопиям. Легитимен даже антисионизм. В конце концов, еще полвека назад большинство религиозного еврейства стояло на антисионистских позициях, видя в сионизме лево-социалистический проект.
Однако на Dyke March проявился настоящий антисемитизм. Подобно средневековым фанатикам, возлагавшим на своих еврейских соседей и сограждан вину за смерть Христа, произошедшую тысячи лет назад, лидеры Марша решили наказать одних евреев за предполагаемые грехи других их соплеменников. Для них еврейский народ — это некая повязанная круговой порукой банда, где все отвечают за всех. И это нельзя оставить без ответа. Характерно, что организаторы феминистского Парада стерв в Чикаго на днях тоже решили последовать примеру Dyke March, запретив на мероприятии «демонстрацию сионизма». Но последовавший шквал критики от самих еврейских феминисток и еврейских групп заставил их отказаться от своего намерения и принести извинения.
Михаэль Дорфман, специально для «Хадашот»
Вместо послесловия
После скандала, вызванного запретом еврейским участникам Dyke March пройти по улицам Чикаго со своим флагом, мусульманский активист и блогер Надя Аль-Нур публично осудила это решение на своей странице в Facebook.
«Это мой флаг, и я им горжусь», — написала она под фото, где с двумя подругами держит радужный флаг с мусульманским полумесяцем. «На нем изображен исламский полумесяц, как на флагах Турции, Пакистана и т.д., — продолжает девушка. — Будет ли мой флаг запрещен на параде из-за множества ужасных убийств представителей секс-меньшинств в мусульманских странах, власти которых санкционируют ненависть и расправы над ЛГБТ? Если вы удаляете евреев и еврейские флаги, поскольку ненавидите Израиль, логично было бы запретить участие и мне. Или просто признать, что вы антисемиты».
На своем сайте Аль-Нур описывает себя как «молодую мусульманскую межконфессиональную активистку» и «мусульманскую сионистку», которая активно поддерживает мир между Израилем и палестинцами. За несколько дней ее сообщение перепостили 2 500 раз.