Берешит: нет человека - нет проблемы

«Райский сад», худ. Томас Коул, 1828

 

Каин убил Авеля и потом часто повторял своим детям:
«Дети, берегите этот мир, за который отдал жизнь ваш дядя!»

Анекдот

 

В первой главе Торы Адам и Ева пробуют плод Древа познания, постигая разницу между добром и злом, но лишаются бессмертия и изгоняются из рая.

Разве это не уловка? Ведь создавая человека, Всевышний прекрасно понимал, что стремление к познанию мира — столь же неотъемлемая часть сотворенного им существа, как потребность в воде и пище. Да и создавал Он человека с совершенно определённой целью. Если сравнивать созданный Всевышним мир с машиной, то человек в этой машине призван играть роль двигателя. А двигатель никто не будет вечно держать в масле и солидоле. Творец прекрасно понимал, что рано или поздно семья покинет Райский сад.

Человек не мог постоянно находиться в раю — это противоречило бы его естеству. Уж таким он создан: как бы ни было хорошо в золотой клетке, он всё равно потребует свободы и самостоятельности, рано или поздно захочет САМ принимать решения.

Змей же — это то, что всё время точит людей изнутри и не даёт покоя, — тяга к познанию, чему мы и находим подтверждение в Писании: …оно (потомство Евы) будет жалить тебя в голову, а ты (змей) будешь жалить его в пяту (Берешит 3:15). То есть, как говорит известная поговорка, дурная голова ногам покоя не даёт. А если серьёзно, обеим сторонам нужна не сытая и ленивая персона, нежащаяся в райских кущах, а человек ищущий и не знающий покоя.

Поэтому логичнее было бы предположить консенсус между Всевышним и его творением. Итак, перед нами человек современного вида, то есть, биологически ничем от нас не отличающийся. И как перед любым человеком, перед ним встают два экономических противоречия:

1. Материальные потребности общества, то есть потребности составляющих его индивидов, безграничны и неутолимы. 

На тот момент общество потребления еще не возникло, и человек не мечтал о яхте и пентхаузе, но и тогда он хотел жить в просторном доме, где летом будет не жарко, а зимой не холодно, хотел иметь вдоволь еды и возможность нарядить подругу в красивые одежды, чтобы все окружающие ею восхищались, и так далее, и тому подобное.

«Райский сад», худ. Лукас Кранах старший, XVI век

 

2. Экономические ресурсы.

Какие же ресурсы находились в распоряжении человека? Конечно, перед ним прекрасный мир, много животных в лесах и рыб в водоёмах. Но является ли человек хозяином всего этого? Собственность — это то, чем владелец может свободно распоряжаться. Человек, конечно, может номинально провозгласить себя властелином вулкана и хозяином лесов, полей и рек, но поскольку в реальности ни то, ни другое ему не подконтрольно, собственностью это не будет. В отличие от удочки, остро заточенной палки или камня в его руке, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению и которые расширяют его возможности по добыче дичи и обработке земли.   

После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети. Первого сына они назвали Каином, а второго — Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада. Повздорив с Авелем, Каин убивает своего брата и в наказание обрекается на вечные скитания.

На этом эпизоде остановимся подробнее и посмотрим, как всё происходило.

Однажды они приносили жертву Всевышнему: Каин принес плоды земли, а Авель — лучшее животное из своего стада. Жертву Авеля Господь призрел, а жертву Каина — нет.

Почему Всевышний так поступил?

Люди сначала начали заниматься земледелием, а уж потом скотоводством. На тот момент занятие Авеля было, как сказали бы сегодня, — из области инноваций. Поэтому, чтобы поощрить людей развивать новые сферы деятельности, Творец отдал предпочтение скотоводу.

Но если у человека отнять то, что он считает своим, у него пропадает всякая возможность здраво рассуждать. Попробуем увидеть ситуацию глазами Каина. Он старший брат и поэтому думает, что после Адама возглавит семью и будет распоряжаться всеми ресурсами. Для него право наследования, понимание того, что именно он будет распоряжаться ресурсами, — это уже его собственность. А чувство собственности на человека воздействует столь же сильно, как чувство голода, половое влечение и т.п.

«Каин и Авель» худ. Джакомо Пальма младший, 1576 

 

Старший брат считает, что его обокрали, поэтому решает устранить брата — нет человека, нет проблемы. Возможно, он оправдывает себя тем, что больше подходит для руководства ресурсами, чем Авель. Человек легко верит в то, во что ему хочется верить. Возможно также, что потом наступило раскаяние, но, как заметила французская писательница Мари Ренье, между желанием и сожалением почти всегда находится место для глупости.  

Господь даёт понять, что убийство остаётся убийством, какими бы целями оно ни прикрывалось, и изгоняет Каина. А у Адама рождается третий сын — Шет, чей потомок в десятом поколении по имени Ной останется единственным праведником в развратившемся мире.

 

Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот»