Бехукотай: всему есть цена, или кое-что об асессорах


Портрет Луки Пачоли, худ. Якопо де Барбари, 1495

Высшая ловкость состоит в том, чтобы всему знать истинную цену

 Франсуа де Ларошфуко

Последняя часть этой главы посвящена расчетам стоимости различных видов дарственных обетов, а также заповеди о десятине. Именно здесь объясняются основы количественной оценки. Напомним, что качественная оценка выражается обычно в баллах, а количественная — в денежных единицах, что и подчеркивается в главе:

Всякая же оценка твоя должна быть по шекелю священному, вес двадцати монет «Гера» должен быть в шекеле (Бехукотай 27:25)

Поэтому количественная оценка называется оценкой стоимости, или экономической оценкой.

Это один из тех механизмов, без которых рынок просто не может существовать. Помимо оцен­щиков, рынок обслуживают бухгалтеры, аудиторы, юри­сты и т.п. Все эти профессии необходимы для нормального функционирования рыночной экономики.

Есть старый анекдот:

Достался в наследство мужчине от богатой тетки огромный алмаз. Что с ним делать? Решил наследник пойти к ювелиру. Тот внимательно осмотрел алмаз и воскликнул:
«Это
уникальный камень! Он стоит бешеных денег, поэтому я не возьмусь его обрабатывать! Вдруг что-то не так сделаю, вдруг ошибусь. Нет, не возьмусь за эту работу, даже не уговаривайте!»
Обратился мужчина к другому мастеру. И тот отказался, сославшись на те же причины.
Пошел к третьему
старому еврею Циперовичу. Тот осмотрел алмаз и крикнул мальчику, обрабатывающему в углу какое-то дешевенькое колечко:
Моня, мальчик мой, сделай-ка вот этот камушек!
Мужчина (с паникой в голосе):

Послушайте, как вы можете доверять подмастерью?! Этот уникальный алмаз отказались обрабатывать опытные ювелиры!
Циперович (спокойно):

Ша, ша, любезный! Вы знаете, что у вас за алмаз и сколько он стоит. Я знаю, что у вас за алмаз и сколько он стоит. А Моня не знает, он таки сделает!

В анекдоте Моня таки сделал камень, поскольку не знал его истинной цены, а рынок нуждается в людях, которые знают цену и могут ответить на вопрос, сколько стоит тот или иной товар или услуга.   

Что же оценивали в древние времена? То, что дорого. Если собственник, как неспециалист, мог допустить ошибку в определе­нии стоимости ценного товара, и эта ошибка могла ему дорого обойтись, — он нанимал оценщика. Оценивали тогда 

недвижимость, земельные участки, рабов, драгоценности и т.п.

Профессия оценщика была достаточно престижной, ведь он был специалистом, разбиравшимся в оцениваемых объектах лучше заказчика. В Египте, например, известны богато украшенные гробницы при­дворных оценщиков недвижимости.

В Древнем Риме оценщики разработали математиче­ские составляющие оценочной деятельности, в частности, широко применялся множитель ренты.

В первой половине XV века в Ан­глии появились понятия, относящиеся к оценке предприятий, в частности, деловая репутация (goodwill). Спустя век вышел в свет «Трактат о счетах и за­писях» Луки Пачоли, положивший начало современному «двойному итальянскому» бухгалтерскому учету.

Правда, все эти новшества носили случайный характер. О более или менее упорядоченной системе оценки начали задумываться намного позже.

Старый продавец учит молодого продавать очки:
Спрашивает тебя покупатель: «Сколько стоят очки?», а ты и говоришь: «Десять долларов» и смотришь на его лицо. Если лицо не изменилось, то говоришь: «За каждую линзу». Если лицо опять не изменилось, то «... и 10 долларов за оправу».

Приблизительно так же, как в этом анекдоте, власть в средневековье определяла величину налогов. Система держалась на силе принуждения. Произвол властей и разнообразие налогов плохо отражались на их собираемости и существенно тормозили экономический рост. Не говоря уж о постоянной напряженности в обществе.

Лишь на рубеже XVII XVIII веков после многочисленных налоговых бунтов в Европе начинали переходить к более простой, понятной и стабильной налоговой системе. Тем не менее выработка единых норм и стандартов оценки оказалась очень длительным процессом, и лишь в 1868 году оценщики Англии впервые в мире объединились в некий профсоюз.  

Налоговый бунт, известный как Восстание молотобойцев, Франция, XIV век

Через несколько лет эта организация получила от английской королевы привилегию на саморегулирование в своей отрасли и с тех пор называется Royal Institution of Chartered Surveyors, в буквальном переводе Королевский институт дипломированных оценщиков, или сокращенно RICS. В чем смысл королевской приви­легии на саморегулирование? В подтверждении государством права этой организации самостоятельно устанавливать правила работы на рынке оценки. Этот путь развития оценочной деятель­ности с той поры был принят в большинстве стран мира.

Повышалась роль оценки и в государственной машине Россий­ской империи. Между прочим, в комедии Гоголя «Ревизор» главный герой Хлестаков был коллежским асессором. Асессор в переводе на русский язык означает «оценщик», и занимался он  оценкой товаров и услуг для нужд налогообложения. 

Со временем возникла потребность в формулировке общих для мировой экономики принципов, идей и правил, что нашло свое отражение в Стандартах оценки, Кодексах профессиональной этики оценщика и других документах, разработанных в 1960 — 1970-х годах.

В 1977 году была создана Европейская группа оценщиков основных фондов (TEGOVOFA). В 1981-м образован Международный комитет по стандартам оценки имущества (МКСОИ). Задачей Комитета стала корректировка стандартов с учетом мнений разных стран, дабы международные стандарты оценки были признаны в международной финансовой отчетности.

Но вернемся к нашей главе и зададимся вопросом: какая связь между ее первой частью (где Всевышний обещает, что если народ Израиля будет следовать Его законам, то  удостоится материального благополучия) и второй, посвященной количественной оценке.

На мой взгляд, ответ достаточно прост и тривиален. Только при определении правильной цены хозяйство будет эффективным и словно дебит с кредитом:

И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходиться будет с посевом…» (Бехукотай 26:5)


Королевский институт дипломированных оценщиков, Лондон

Вторую часть этой главы можно назвать «Введением в основы экономической оценки», где нам предлагается правильная логика оценки. Критерии оценки должны существовать абсолютно для всего, а сама оценка обеспечивать исключительно нужды рынка и не зависеть от государства. Почему же понадобились тысячи лет, море крови, пролитой при налоговых бунтах, чтобы люди пришли, наконец, к единым критериям оценки? Ведь правильное поведение при оценке приводится уже в Торе.

Наверное, люди были еще не готовы принять то, что даровал им Всевышний! И как не смогли понять суровое Его предостережение в первой части этой недельной главы (где Он  предрекает евреям изгнание и другие бедствия за нарушение союза с Б-гом), так не смогли и осознать, что им досталось во второй ее части.  

Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот»