Студия "Лимонад" он-лайн
Программа работы студии включает проведение он-лайн лекций, презентаций, концертов и интервью.
«Билам и ангел», Нюрнбергская хроника, 1493
Людям, решившимся действовать, обыкновенно сопутствует удача. Напротив, она обходит людей, которые только взвешивают и медлят
Геродот
Главный вывод, к которому приводит нас Всевышний в этой недельной главе: всегда отстаивайте свою точку зрения, если считаете её правильной, и не бойтесь брать ответственность за принятые решения!
Итак, сыны Израиля проходят вдоль южных границ Моава — страны, у властей которой нет никаких причин вступать в конфликт с более сильными в военном отношении евреями, которые к тому же не претендуют на их земли.
Но царь Моава — Балак — руководствовался не стратегическими возможностями своей страны, а чувством ненависти к чужакам. Для него евреи были пришельцами, носителями иной культуры, образа жизни и веры.
И сказал Моав старейшинам Мидьянским: теперь объест народ этот всё, что вокруг нас, как поедает бык зелень полевую (Балак 22:4)
У Балака две возможности: напасть на евреев и быть разбитым более сильным противником; спокойно ждать, пока евреи не отправятся дальше, ведь они ему не угрожают.
Царь должен уметь брать на себя ответственность, но он ставит свои действия в зависимость от проклятия прорицателя. Когда сыны Израиля были готовы пересечь Иордан, оставив Моав далеко позади, Балак нанимает великого колдуна Билама, дабы тот проклял еврейский народ.
Вспоминается анекдот:
Около края пропасти сидит человек. Подходит к нему другой и спрашивает:
— Ты кто таков? Чем занимаешься?
— Пророк я. Судьбу предсказываю.
— Да? А скажи, я эту пропасть перепрыгну?
— Перепрыгнешь...
После неудачного прыжка и падения вопрошавшего в пропасть
сидящий человек вздыхает и говорит:
— Да, плохой из меня пророк...
Но если персонаж анекдота действительно оказался неважным пророком, то Билам был отличным прорицателем, о чем знает царь Моава:
Ведь я знаю, кого ты благословишь — тот благословен, а кого проклянешь — тот проклят (Балак 22:6)
Билам тоже не торопится принять решение и взять на себя ответственность. Принимая первую делегацию, он вначале узнает волю Творца и поняв, что Всевышний благословил Израиль, отсылает делегатов восвояси.
Билам принимает посланцев Балака
Но приходят новые визитеры-моавитяне — ещё более важные. В общем-то, после того, как Всевышний ясно ему сказал:
Не ходи с ними. Не проклинай этот народ, ибо благословен он (Балак 22:12) — Биламу следовало сразу отправить послов обратно. Но он предлагает им подождать, словно рассчитывая заставить Всевышнего переменить свое решение.
Прорицатель полон противоречий: с одной стороны, он осознаёт, что человек не в силах идти против воли Господа. С другой — жажда наживы заставляет его вновь и вновь пытаться уговорить Всевышнего или дождаться времени, когда воля Творца не будет столь довлеющей.
Наконец, он получает разрешение отправиться с моавитянами, но говорить только то, что Всевышний ему повелит. Он выходит в путь, но:
И воспылал гнев Б-га за то, что он пошел (Балак 22:22)
На первый взгляд, сказанное противоречит стиху, где говорится, что Всевышний разрешил прорицателю отправиться в путь. Но ведь… при определенном условии: Билам должен произносить лишь то, что ему велено. Предсказатель с радостью принял разрешение уйти с моавитянами, рассчитывая на богатые подарки от их царя. Хотя получить дары он мог, лишь проклиная Израиль. Значит, строя планы на вознаграждение, Билам уже планировал нарушить условия, надеясь сказать то, что хочет сам, а не то, что велит Всевышний. Но по-настоящему Б-г гневался на Билама именно из-за неспособности принять решение.
В этом контексте очень показателен следующий эпизод нашей недельной главы. Билам садится на ослицу и отправляется к Балаку в Моав.
И увидела ослица ангела Б-га, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке его, и свернула ослица с дороги, и пошла по полю; и ударил Билам ослицу, чтобы вернуть ее на дорогу. И стал ангел Б-га на тропинке между виноградниками: ограда с одной и ограда с другой стороны. И увидела ослица ангела Б-га, и прижалась к стене, и прижала ногу Билама к стене; и он опять ударил ее. Ангел же Б-га прошел дальше и стал в узком месте, где не было пути, чтобы свернуть вправо или влево. И увидела ослица ангела Б-га, и легла она под Биламом. И воспылал гнев Билама, и ударил он ослицу палкою (Балак 22:23-27)
Этот эпизод демонстрирует, что принятие решений и умение взять на себя ответственность — свойство не только человека, но и всех разумных существ.
Кстати, в Писании довольно тонко подмечено, что животные часто чувствуют опасность, о которой человек не подозревает. Например, перед землетрясением домашние зверьки взъерошивают шерсть, прижимают уши и начинают громко и без видимой причины мяукать…
Во время Второй мировой жители южного побережья Англии обратили внимание, что кошки лучше радарных установок предупреждают о налетах вражеской авиации. Шерсть у них вставала дыбом, они шипели, издавали сердитые вопли, а некоторые прямиком неслись в бомбоубежище.
Наряду с кошками могут предсказывать землетрясение собаки, лошади, козы и другие домашние животные. Семья Расселов из Техаса отправилась путешествовать в горы. Ночью овчарка Мира разбудила хозяев, буквально за ноги вытащила из палатки — и в тот момент, когда животное, подобно ослице из нашей недельной главы, должно было получить взбучку, прямо на палатку обрушился с горы огромный валун.
«…И увидела ослица ангела Б-га, и легла она под Биламом», Рембрандт, 1626 |
Билам благословляет Израиль |
В эпизоде с ослицей Писание демонстрирует, что принятие решений — процесс естественный, и животные, будучи ближе к природе, осуществляют его почти автоматически. Они не живут по правилам: «Как бы чего не вышло», «Инициатива наказуема» и т.п. Сколько раз в жизни мы слышали эти глубокомысленные сентенции? Скольких людей вы знаете, отказавшихся от своих шансов? Боязнь ответственности мешает им развиваться и идти дальше.
Если рядовой обыватель боится высунуться и для него главное — безопасность, то бизнесмен берет ответственность на себя, решает возникающие проблемы, и риск для него — норма.
Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот»