Студия "Лимонад" он-лайн
Программа работы студии включает проведение он-лайн лекций, презентаций, концертов и интервью.
Демонстрация в день Накбы, на плакате: «Мы обязательно вернемся, Палестина»
В Палестинской Автономии, а также в лагерях беженцев в Ливане, Иордании и Сирии отметили день Накбы, то есть день трагедии, олицетворяющий для палестинцев поражение и изгнание. В ходе войны 1948 года палестинские подразделения, а также арабские армии, принимавшие участие в войне, были разгромлены. Палестинцы бежали — одни опасались расправы, другие были изгнаны по решению руководства Хаганы, третьи хотели переждать войну, надеясь на скорейшую победу арабских армий. Все это вполне понятно и нормально: обыкновенные люди не имели никакого отношения к политике и жертвовать своей жизнью и жизнью своих детей они не собирались. Поэтому и ушли.
После войны обратно никто из беженцев не смог вернуться, поскольку граница оказалась закрытой. С лица земли исчезло около 500 опустевших палестинских деревень. В случае двух христианских деревень Икрит и Бирам Верховный суд принял решение вернуть земли исконным хозяевам, которые получили израильское гражданство и никуда не уезжали, однако на этих землях уже успели построить кибуц и фабрику.
Для палестинцев это событие было мощным толчком, ускорившим появление националистических движений за освобождение. Накба — это нечто, что объединяет абсолютно всех палестинцев, где бы они ни находились, и можно сказать, что во многом она стала и объединяющим фактором.
В Израиле почему-то дико боятся даже упоминания этой самой Накбы, хотя всем понятно, что в войне всегда бывают проигравшие и победившие и что их нарратив не может быть одним и тем же. В 2011 году был принят законопроект, направленный против государственного финансирования организаций, отмечающих День независимости Израиля как день траура. Это тоже понятно, но ведь люди, чьи деды потеряли свои земли в ходе той войны, никак не могут ликовать по поводу Дня независимости Израиля и в любом случае будут отмечать свою Накбу, потому что так они чувствуют.
Логично было бы объяснить ученикам и студентам — как евреям, так и арабам, что да — в то время произошло столкновение двух национальных лагерей, возможность прийти к мирному решению проблемы была отвергнута по разным причинам одной из сторон, а именно палестинским руководством, хотя была там и оппозиция, которая хотела договориться, и результаты войны были такими, какими обычно бывают результаты войны. Но теперь евреи и арабы живут уже 71 год в одной стране и вместе строят свое будущее. Поэтому, отдавая дань истории, нужно двигаться вперед. А запреты, законы и запугивания лишь приводят к обратному результату и большему антагонизму.
И еще несколько слов о том, как в разных частях ПА, а также в Израиле отмечали день Накбы. В Газе несколько тысяч палестинцев собрались у границы и приступили к заранее запланированным беспорядкам. По территории Израиля были выпущены «горящие змеи» и воздушные шары со взрывчаткой, кое-где начались перестрелки.
А в Рамалле все обошлось мирной церемонией, где помянули усопших, назвали имена более несуществующих деревень и разошлись по домам. В таком же ключе церемонии проходили в арабских городах Израиля. Потому что в Газе у власти находится ХАМАС, а в Рамалле — режим, заинтересованный в сотрудничестве и в нормализации ситуации, а не в вооруженном конфликте. Это относится и к арабскому населению Израиля, где всего лишь хотят помнить.
Поэтому не так страшна Накба, как ее рисуют. Теперь уже не столь важно, что было в 1948 году, сколько то, что мы и они будем делать с нашими нынешними проблемами. Тогда их руководство выбрало войну. Вполне возможно, что в тех условиях она в любом случае была неизбежна. Вопрос в том, что выберем мы сегодня, здесь и сейчас.
Ксения Светлова, Релевант