Закарпатский музей не возвращает портрет еврейской девушки законным наследникам


Портрет Магды Мандель, худ. А. Эрдели, 1928

1928 год, Ужгород. Магде Мандель было 16, когда ее родители заказали портрет дочери известному в те годы художнику Адальберту Эрдели — основателю закарпатской школы живописи.

В 1944-м семья Мандель была депортирована в лагерь смерти — родители погибли, но Магде удалось спастись и после войны перебраться в США. Нечего и говорить, что портрет остался в Ужгороде. После войны, когда Закарпатье вошло в состав СССР, полотно, никогда не экспонировавшееся за пределами дома семьи Мандель, было передано в Закарпатский художественный музей. Говорят, что это сделал сам Эрдели, но к нему портрет попал  благодаря одному из учеников художника — венгерскому мародеру, который грабил пустующие еврейские дома.

Как бы то ни было, дочь Магды — гражданка США Марта Шапиро — еще несколько лет назад предъявила права на портрет матери, представив директору музея в Ужгороде ряд документов. Картину сняли с экспозиции, но возвращать и не думают.      


Страница из дневника и фото молодой Магды  

Учитывая, что Украина подписала международные соглашения, осуждающие похищение культурных ценностей во время войны, поведение чиновников вызывает недоумение у адвокатов наследников Мандель. «Вы хотите прозрачности или вести себя, как россияне?», — риторически вопрошает Томас Клайн, один из юристов семьи.  

Это тем более странно, что Украина не пытается вернуть в свои музеи похищенные в годы войны произведения искусства, принадлежащие ей по праву. Эксперты отмечают, что значительная часть этих работ находится в России, а некоторые всплывают на международных аукционах, как, например, картина французского художника начала XVIII века Жана-Пьера Гудро из коллекции Национального художественного музея Ханенко в Киеве. После того, как выяснилось происхождение полотна, его сняли с продажи в Нью-Йорке, но украинские официальные лица и пальцем не пошевелили, чтобы вернуть картину в киевский музей.   

Борис Вайнер 

номер газеты: