За то, что еврейка стреляла в вождя?

Исаак Дунаевский. Фаина Раневская. Исаак Левитан. Перец Маркиш. Ицхак Саде. Фанни  Каплан. Что общего у этих людей, кроме, разумеется, «пятой графы». Город, в котором прошла часть (иногда — очень небольшая) их жизни — Симферополь. На этом основании представители еврейского общества «Яд Эзра» обратились к мэру крымской столицы Виктору Агееву с предложением установить 15 мемориальных досок в честь наших выдающихся соплеменников. «Таким символическим образом мы хотим обозначить место еврейского народа в истории Крыма», — подчеркнул один из инициаторов акции Борис Румшицкий.

Памятный камень, установленный на месте покушения на Ленина  

Идея вполне имеет право на существование и призвана, по словам лидеров «Яд Эзра»,  «способствовать развитию туристической привлекательности Симферополя». Вот только список кандидатов, составленный с помощью местных историков, многих удивил. «Мы понимаем, что у крымских коммунистов само имя Фанни Каплан может вызвать негативную реакцию. Но ...окончательное решение зависит от горсовета. Полагаю, он не будет иметь ничего против таблички с именем Фаины Раневской, а в отношении остальных претендентов мы готовы к диалогу. И не удивимся, если ту же Каплан горсовет не утвердит», — пояснила в этой связи «Российской газете» замдиректора «Яд Эзра» Виктория Плоткина.

Что касается Фаины Георгиевны Фельдман, то она и впрямь стала Раневской (взяв фамилию героини из «Вишневого сада») именно в Симферополе, где выступала в 1920 году на сцене «Первого Советского театра». Правда, воспоминания об этом периоде остались у нее, мягко говоря, не радужные: «Был ад. Шла в театр, стараясь не наступить на умерших от голода. Жили в монастырской келье, сам монастырь опустел, вымер — от тифа, от голода, от холеры»...

В отношении же кандидатуры стрелявшей в вождя пролетариата Каплан (и не только ее) г-жа Плоткина как в воду глядела. Небезызвестный Леонид Грач, долгое время возглавлявший крымских коммунистов, уже назвал инициативу «Яд Эзра» «очередным примером провокации», обрушив свой гнев не только на «профессиональных террористок» — эсерку Фанни Каплан и участницу «Народной воли» Софью Гинсбург, но и Ицхака Саде (первого командира ПАЛЬМАХа), «перебежавшего из Красной армии к барону Врангелю, войска которого запятнали себя массовыми казнями и еврейскими погромами». Не будем придираться к странному для настоящего коммуниста отношению к Софье Гинсбург — принявшей православие народнице, перерезавшей себе шею ножницами в Шлиссельбургской крепости, куда девушка была заточена за подготовку покушения на Александра III. Оставим в покое и Ицхака Саде, который добровольцем пошел на Первую мировую, был награжден за храбрость, в 1917-м примкнул к эсерам, будучи красным командиром и пораженный жестокостью бойцов, дезертировал к Врангелю, от которого, столкнувшись с антисемитизмом белых, бежал в Эрец Исраэль.     Скандал, чего греха таить, разгорелся исключительно из-за фигуры Каплан, причем, после протеста лидера КПРФ Геннадия Зюганова он принял почти международный масштаб. Дело даже не в том, что, как искренне полагает Геннадий Андреевич, «жители полуострова ...уважают и почитают советскую власть и прекрасно понимают, что Ленин был гением».  Просто Фанни Каплан действительно сложно причислить к «выдающимся евреям», памятные доски которым предлагает установить «Яд Эзра».

Эта дочь меламеда примкнула к анархистам во время революции 1905 года. Год спустя, во время подготовки к теракту ее гражданским мужем Виктором Гарским, в номере киевской гостиницы «Купеческая» взорвалась бомба. Каплан была ранена, частично потеряла зрение и оказалась в участке. В том же 1906-м военно-полевой суд в Киеве приговорил ее к смертной казни, которую из-за несовершеннолетия (бомбистке было всего 16) заменили пожизненной каторгой.

Полуослепшую женщину освободила Февральская революция. Товарищи по партии эсеров решили, что ей нужно подлечиться и отправили в санаторий для бывших политкаторжан в Евпатории. Осенью 1917 г. в харьковской глазной клинике доктора Гиршмана Фанни делают операцию на глазах, после чего она возвращается в Крым — уже  в Симферополь. Именно здесь в феврале 1918-го (после роспуска Учредительного собрания) она принимает решение о покушении на Ленина, считая его предателем революции. До покушения на заводе Михельсона остается меньше полугода. Остальное известно.  Фанни Каплан была расстреляна без суда 3 сентября 1918 года в 16:00 за аркой корпуса № 9 Московского Кремля по устному указанию Председателя ВЦИК Свердлова. Труп затолкали в бочку из-под смолы, облили бензином и сожгли у стен Кремля.

В 1922 году на месте покушения был установлен камень в основание будущего памятника «на месте покушения на жизнь вождя мирового пролетариата…» Он и по сей день там. Шутники называют его памятником Фанни Каплан.

Других памятных знаков, увековечивающих эту женщину, насколько известно, нет. Вряд ли появится мемориальная доска и в Симферополе. Хотя туристы на такую достопримечательность вполне могли бы клюнуть. Как отмечает председатель совета «Яд Эзра» Александр Глубочанский, организация планирует отдельным письмом отозвать из заявки имена Фанни Каплан и Софьи Гинсбург. «Если историческая личность вызывает споры, пусть ее сегодня судят история и историки», — пояснил Александр Давидович. И то верно, ведь актуальность знаменитого четверостишия Губермана еще никто в Крыму не отменял:

За все на евреев найдется судья. 
За живость. За ум. За сутулость. 
За то, что еврейка стреляла в вождя. 
За то, что она промахнулась.

Максим Суханов