Право на последний приют

На окраине Ковеля Волынской области в ходе разработки песчаного карьера открылись массовые захоронения времен Второй мировой войны. Собственно, еще в отчетах Чрезвычайной госкомиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в 1944-м сообщалось об обнаружении в этих местах трех ям 20x20 метров с останками мирного еврейского населения и около шестидесяти ям размером 3x4 метра с телами красноармейцев. Правда, попытки поисковых групп несколько лет назад установить точное расположение этих братских могил ни к чему не привели.

То, что не удалось поисковикам, невольно получилось у людей, думавших лишь о прибыли, причем, незаконной — вывоз песка из закрытого карьера не был санкционирован. Работы прекратили, когда заметили человеческие останки (хотя есть информация, что они попадались и раньше, и на это закрывали глаза).   

После сообщения о страшной находке на место прибыли краеведы, историки, археологи, взорам которых открылся огромный — метров семьдесят — ров, заваленный останками тел. Нынешняя — несанкционированная выработка оголила горы из черепов и костей, потревоженных ковшом экскаватора.

На следующий день на место прибыл исполнительный директор Волынской религиозной общины прогрессивного иудаизма Сергей Швардовский, пытаясь определить, о каких захоронениях идет речь. «Судя по сохранившимся зубам на черепах, обнаруженных в первой яме, там покоятся молодые мужчины, по-видимому, красноармейцы, погибшие в первые дни войны и захороненные позднее в общей могиле, — говорит Сергей. — Все лежат в одной позе — на спине, гильз и пуль обнаружено не было. В то время как при расстреле люди обычно ложились лицом вниз. Правда, мы нашли маленький свинцовый дрейдл — возможно, один из солдат был евреем и взял его на память о своем ребенке».

А вскоре состоялось заседание комиссии Волынской областной администрации, на котором, после выступления Швардовского, слово взяла представитель Института национальной памяти, призвав «взагалі не допускати туди євреїв та циган, бо вони щось туди підкинуть, а потім скажуть, що це їх поховання». После этого спича представитель общины просто покинул заседание.

Но бдительная сотрудница УИНП, как в воду глядела, — из Иерусалима прибыли представители «Хевра Кадиша» — кому принадлежат останки определить достоверно не удалось, но было найдено много детских черепов, а детей какой национальности расстреливали немцы, говорить излишне. Тем более, что нацисты действительно сгоняли сюда — в район песчаных карьеров — евреев из гетто старого города, где они были расстреляны летом 1942 года.

По факту несанкционированного вывоза песка уже возбуждено уголовное дело, а еврейская община наняла технику, чтобы засыпать карьер, где давят скелеты и черепа. Казалось бы — что в этом плохого, предать останки земле — неважно чьи, еврейские, украинские или польские. Но, несмотря на принятое властью решение засыпать карьер, она не только не торопится сделать это сама, но и ставит палки в колеса тем, кто взял эту миссию на себя.

Для справки: до войны более половины населения Ковеля составляли евреи, в 1944-м в город вернулось всего около сорока из них.

«Много ям до сих пор не обнаружено, хотя георадары справились бы с этой задачей, — говорит Сергей Швардовский. — Логично, на данном этапе,  было бы оградить эту территорию, а со временем, общими усилиями,  установить мемориал жертвам войны — всем жертвам, без различия национальности». Будет ли власть руководствоваться этой элементарной человеческой логикой? Покажет время.

Александр Файнштейн

 

 

номер газеты: