Садгора. Новая жизнь старой синагоги

В Садгоре — одном из районов Черновцов — торжественно открыли после реставрации синагогу знаменитого Ружинского ребе Исраэля Фридмана. 

Исраэль — внук Магида из Межирича — родился в местечке Погребище (ныне в Винницкой области) в 1797 году и с ранних лет удивлял окружающих своими познаниями в Торе. Быстро приобретя славу цадика и популярность среди хасидов, Исраэль переезжает в город Ружин (примерно в 40 км. от Бердичева), где основывает влиятельный хасидский двор. 

В 1838 году российские власти обвинили Ружинского ребе в том, что он отдал распоряжение о казни двух евреев-доносчиков, «стучавших» администрации по делам о рекрутской повинности. Процесс длился полтора года, шесть глав общины были приговорены к пожизненной каторге, другие — к ссылке в Сибирь, сам цадик находился под арестом почти два года, после чего несколько раз переезжал из города в город, избегая полицейского надзора.  В 1842 году он перешел русско-австрийскую границу и поселился в Садгоре. О роскошном образе жизни цадика ходят легенды, есть свидетельства, что он выезжал в роскошной карете, запряженной четверкой лошадей, держал множество слуг, оркестр, а хасиды сравнивали богатство его резиденции с дворцами русского царя, что звучит довольно смешно для каждого, кто видел, о каком здании идет речь. Сам ребе Исраэль говорил, что царская роскошь двора нужна для того, чтобы евреи помнили, что они — дети Царя Царей, и при внешнем великолепии резиденции вел аскетический образ жизни.  В этом контексте хасиды любят рассказывать легенду о невероятно дорогих золотых туфлях Ребе, у которых… не было подошвы.


Синагога в Садгоре, открытка нач. XX века 

 

Ребе Исраэль говорил, что царская роскошь двора нужна для того, чтобы евреи помнили, что они — дети Царя Царей

 

Так или иначе, Садгора становится еврейским религиозным центром, ко двору цадика стекаются тысячи хасидов и не только хасидов, например, австрийский писатель Леопольд фон Захер-Мазох, приезжавший сюда ребенком с кем-то из родственников, оставил интересное описание аудиенции у Ребе, заглядывают к Фридману и некоторые черновицкие политики. Паломничество позволяет местным евреям сводить концы с концами, сдавая ночлег приезжим. За возможность аудиенции посетители вносили определенную плату, но далеко не все средства шли на содержание двора — Ружинский цадик много жертвовал на благотворительность, в частности, на его средства был приобретен участок в еврейском квартале Старого города Иерусалима, где позже возвели легендарную синагогу «Тиферет Исраэль».

Синагога в Садгоре выстроена из красного кирпича в романтическом стиле с использованием мавританских мотивов. Размеры ее не впечатляют, но комплекс действительно напоминает, скорее, дворец, чем синагогу. Медная крыша, богатое оформление фасада, шестигранные башни — многие улавливают некоторое сходство синагоги с резиденцией митрополитов Буковины и Далмации (ныне главный корпус университета им. Федьковича) и даже приписывают ее авторство архитектору резиденции знаменитому Иосифу Главке. С этим не согласен руководитель проекта восстановления  синагоги Михаил Крайс. «Уверен, что все было как раз наоборот, — говорит Михаил Лейзерович. — Согласно архивным данным, синагога была возведена в 1852 году (а не в 1870-е, как полагают многие историки), то есть задолго до строительства резиденции митрополитов. Поэтому вполне вероятно, что Иосиф Главка, приехав в Черновцы, как это делали многие важные персоны, нанес визит садгорскому цадику (сыну Исраэля Фридмана), и внешний вид синагоги побудил его использовать ряд архитектурных решений в проекте резиденции митрополитов».


Памятник архитектуры в середине 2000-х 

Сам Исраэль Фридман скончался в 1850 году, ему наследовали сын и внук, а резиденция и синагога функционировали до Первой мировой войны, когда, после погрома, устроенного российскими войсками, Фридманы перебрались в Вену. В эти годы Садгора сильно пострадала в ходе боев, резиденция Ребе была практически полностью разрушена, одним из немногих уцелевших зданий была синагога — здесь разместился военный госпиталь, а на правой башне висел флаг Красного креста.

В советское время здание синагоги существенно перестроили: к южному и восточному фасадам пристроили помещения фабричных цехов, открыли мастерские по ремонту танков, затем сельхозтехники, а в 1990-е комплекс и вовсе забросили.

О возможной реставрации заговорили сразу после обретения Украиной независимости (одним из первых эту идею продвигал глава Ваада Иосиф Зисельс), многие рассчитывали, что зданию придадут статус государственного заповедника, но оно стало лишь памятником архитектуры местного значения. Хотя в Садгору время от времени приезжали хасиды, но сама синагога и прилегающая территория были в крайнем запустении. «В 2004 году один московский историк с горечью писала, что история хасидской Садгоры близится к завершению, и она прекратится с окончательным разрушением синагоги», — вспоминает Михаил Крайс. «Более или менее активно о восстановлении заговорили с 2006 года, — продолжает Михаил. — Городские власти сразу смекнули, что на этом можно срубить деньжат, потребовав от общины «Ружин Садгора» внести $70 тысяч в фонд развития города.  Казалось бы, люди восстанавливают памятник архитектуры (то, чем должна заниматься местная власть), создают точку притяжения для паломников и туристов, а из них тянут и тянут деньги…  Кроме того, на протяжении многих лет хасиды платили сумасшедшие суммы за аренду полуразрушенного здания синагоги, хотя его должны были вернуть согласно закону о реституции».    


На открытии восстановленной синагоги, 2016        

  

В 2004 году один московский историк с горечью писала, что история хасидской Садгоры близится к завершению, и она прекратится с окончательным разрушением синагоги

 

Первые реставрационные работы начались в 2008-м, но деньги ушли в никуда, и два года спустя главный раввин Черновцов Менахем-Мендл Глиценштейн по просьбе нынешнего главы садгорских хасидов рава Мордехая-Йосефа Фридмана предложил Михаилу Крайсу заняться реконструкцией комплекса. Была практически заново сделана и укреплена крыша, подвесной потолок в большом зале, по старым фото восстановлены лепнина на фасадах и фрески в зале, установлены витражи, параллельно была приведена в порядок могила цадика на еврейском кладбище.

На открытие синагоги приехало около 500 хасидов, включая многочисленных потомков рода Фридманов из многих стран мира, повторявших, что вернулись домой, поскольку считают Садгору своей родиной, где бы ни жили. «Садгорский ребе обладал даром предвидения, — говорит в этой связи Михаил Крайс. — В 1914-м он сказал, что отсюда нужно уходить, поскольку наступает страшное время, сейчас его наследник призывает  своих хасидов возвращаться — и мне хотелось бы верить, что на этой земле нам всем будет хорошо».

У общины «Ружин Садгора» во главе с равом Фридманом далеко идущие планы, в числе которых — строительство миквы, восстановление дома Ребе, где будет открыта иешива или мини-отель для паломников.  Сегодня это звучит фантастически, но еще недавно, глядя на абсолютно заброшенную, поросшую бурьяном территорию и полуразрушенное здание с пустыми глазницами окон, сложно было представить себе открытие восстановленной синагоги, представшей во всем своем великолепии. Однако благодаря усилиям многих неравнодушных это стало реальностью, и такой же реальностью могут стать дерзкие планы, обещающие еврейской Садгоре  большое будущее. 

Константин Мельман