Если не мы, то кто?

Второй год в районе Аскольдовой могилы в Киеве проводятся масштабные археологические работы по поиску останков немецких солдат, похороненных здесь в годы  Второй мировой.  Недавно в ходе раскопок поблизости от Петровской аллеи поисковики наткнулись на еврейскую надгробную плиту, расколотую надвое. Надпись на мацеве, датированная 1917 годом, свидетельствует, что здесь похоронена некая Сарра Борисовна Кардашъ (скончъ. 15 Августа 1917 г.).

Под расколотой плитой видна еще одна, возможно, это часть другого еврейского памятника. По некоторым данным, на этом участке действительно когда-то было  небольшое еврейское кладбище, но, возможно, речь идет о просто свезенных после войны отдельных плитах с Лукьяновского или другого кладбища. Обнаружив находку, археологи сразу прекратили работы и обратились в еврейскую общину города.

Еврейская традиция очень трепетно относится ко всему, что связано с захоронениями, каждое надгробие считается неприкосновенным, целый ряд законов регламентирует поведение в отношении найденных останков. К сожалению, в киевской службе Хевра кадиша не смогли прояснить вопрос о дальнейших действиях в связи с обнаруженной находкой.  Поэтому просим историков, знатоков Киева, всех неравнодушных, кому известна история появления мацев в районе Аскольдовой могилы, сообщить по телефону: (044) 5012440, написать на адрес газеты или оставить сообщение на нашей странице в facebook.  

Это поможет понять, идет ли речь о захоронениях или рядовом эпизоде государственного вандализма советской эпохи, когда плитами с еврейских кладбищ мостили дороги, клали их в основание фундаментов зданий и т.п. 

В некоторых общинах похоронные общества называются Хеврат хесед ве-эмет («Общество истинного добра»), поскольку «истинным» называют только добро, совершаемое по отношению к мертвому человеку, который не сможет отблагодарить. Уважение к мертвым не должно остаться пустым звуком, если мы, конечно, считаем себя полноценной еврейской общиной, достойной памяти своих предков.

Максим Суханов