Существуют ли «еврейские» болезни


«Штетл», худ. Хана Ковальска, 1934 

«Еврейские» болезни и споры о гражданском равноправии в России, влияние иудейской традиции на гигиену и сопротивляемость инфекционным заболеваниям, миф о физической отсталости евреев и их склонности к психическим расстройствам об этом и многом другом в интервью с д-ром Гарвардского университета, специалистом по медицинской этнографии, гостевым лектором магистерской программы по иудаике НаУКМА Софией Грачевой.     

— София, начну издалека — с «черной смерти». Более низкая, по сравнению с христианским населением, смертность от чумы в средневековых еврейских гетто — миф — или нет дыма без огня? 

Во многом миф, поскольку историки приводят разные данные, и если в одних общинах жертв действительно было немного, то другие чума практически полностью уничтожила. А вот волна жестоких погромов, как месть иудеям за «отравление колодцев», точно не миф. Идея о том, что среди евреев те или иные болезни распространены в меньшей или большей степени уже тогда приобрела политический окрас, хотя полноценный научный дискурс о здоровье евреев развился в Новое время.  

— В него и перенесемся. Чем принципиально отличался образ жизни в бедном еврейском местечке от соседнего украинского села?

Прежде всего, популярность лечебной магии как среди местечкового еврейства, так и у украинских крестьян была подавляющей. Знахарки обслуживали и тех, и других.

Разумеется, были и отличия прежде всего, в отношении к роженицам и грудным детям. Появление ребенка в еврейской традиции это однозначное благо, детей опекали, да и к кормящей матери по сравнению с сельскими семьями, где крестьянка выходила на работу на третий день после родов, относились куда более бережно. У евреев было мало рождений вне брака, и почти не стояла проблема детоубийств, широко обсуждаемая тогда в российском обществе.    

Неудивительно, что на протяжении всего XIX века в России наблюдалась большая разница в детской смертности у евреев она была намного ниже, чем у христиан, что объясняет высокие темпы прироста еврейского населения.

Кроме того, предписания иудаизма влияли на бытовую гигиену. Обряд омовения рук изначально не имел гигиенического подтекста, но лучше садиться за стол с чистыми руками, чем с грязными, эта нехитрая мысль 150 лет назад вовсе не была сама собой разумеющейся.    

Правила кашрута не допускают употребления в пищу мяса больных животных, хотя мясо было редким гостем как в украинских, так и в еврейских домах. Этнограф Федор Вовк писал сто лет назад, что основным продуктом питания крестьян является хлеб, а все остальное «к хлебу». Недостаточное употребление белков характерно и для еврейского местечка бедность была повсеместной.

— Не странно ли, что на этом фоне еврейские авторы призывали соплеменников поучиться гигиене у соседей-христиан?

Идеализация крестьянского быта в противовес еврейскому характерна для Гаскалы просветители клеймили гетто и отсталые практики еврейской жизни, видя в близости к природе образец для подражания. Отчасти это имело рациональную основу например, разреженность жилищ в украинском селе препятствовала распространению  эпидемий, в то время как скученность домов в штетле ей способствовала.


«Суп с картофелем», худ. И.Биллер 

Впрочем, уже в конце XIX века еврейская интеллигенция начинает переосмысливать еврейский быт, находя в нем все больше позитивных черт. Антрополог Самуил Вайсенберг в своей статье 1911 года «Гигиена в обычаях и нравах древних евреев» изображает иудаизм как абсолютно рациональную систему общественного здравоохранения. Он отдает должное гигиеническим привычкам местечковых евреев, противопоставляя их антисанитарии в украинском селе. Так, религиозные евреи не использовали посуду для функций, не связанных с едой, в то время как крестьянские женщины пользовались кухонной утварью для покраски стен или полов.

Вайсенберг критикует и гигиенические стандарты российской элиты, например, отсутствие рукомойников и мыла в ресторанах и других общественных заведениях, подчеркивая, что чистоплотность евреев может служить примером для всех классов российского общества.

— Отличался ли уровень инфекционной заболеваемости у евреев и других этнических групп?

Такая статистика велась, в основном, в странах Западной Европы. Так, например, во время эпидемии холеры в Риме в начале XVIII века на каждые 100 больных у католиков умирало 69,13 человек, а у евреев 22. В Будапеште во время эпидемии 1851 года умерло 1,85% всего населения, а в еврейской общине 0,257%. Во время эпидемии холеры в Витебске в 1909 году заболеваемость у евреев была 5%, у неевреев 15%.

В конце XIX века были популярны эволюционные теории, объяснявшие, что на протяжении многих поколений евреи жили в неблагоприятных условиях и выработали определенную сопротивляемость инфекционным заболеваниям, то есть произошел естественный отбор. Этой теории придерживался, например, редактор журнала «Восход» Самуил Грузенберг и Мауриций Фишберг известный врач, занимавшийся проблемами адаптации евреев-иммигрантов из Восточной Европы в Нью-Йорке. Да и среди нееврейских авторов теория естественного отбора была весьма распространена.  

Как известно, евреям было запрещено владеть землей и они практически не занимались сельским хозяйством. Отчасти с этим связан стереотип о еврейских мужчинах как слабых и физически неразвитых. Насколько он оправдан?

Тот же Вайсенберг, живший в Елисаветграде (ныне Кропивницкий), в своей диссертации об антропологии русских евреев сравнил физическое развитие евреев и христиан. В среднем по росту и окружности груди еврейские мужчины уступали украинским мещанам и крестьянам, но… это касалось не всех профессиональных групп еврейского населения. То есть, для, условно говоря, евреев-портных это было верно, а для кузнецов вовсе нет.

С определенного времени медицинская этнография стала играть важную роль в дебатах о еврейской эмансипации в России. Причем, каждый рассматривал особенности евреев с точки зрения своего к ним отношения для одних они были дикарями, для других цивилизованным народом, полезным для российского государства. Например, публикация 1878 года «Евреи как колонизаторы Сибири» в иркутской газете характеризовала евреев положительно, утверждая, что относительно высокий прирост еврейского населения может быть объяснен еврейскими рациональными санитарными правилами. Это имеет под собой научное основание или не более чем спекуляции?

Скорее, культурные стереотипы, которые были присущи как противникам, так и сторонникам еврейской эмансипации. Причем, и в том и другом лагере были свои способы обращения к медицинской статистике.


Павло Чубинский

Моисей Берлин

Так, например, оппонент упомянутой вами точки зрения утверждал, что расселение евреев в Сибири нежелательно, поскольку даже в черте оседлости, где условия крайне неблагоприятны, евреи размножаются быстрее, чем христиане, а в благословенной Сибири они вообще вытеснят коренное население. 

Сторонник эмансипации, ученый еврей при белорусском генерал-губернаторе Моисей Берлин признавал, что среди евреев распространены определенные болезни, но гражданское равноправие нивелирует эти различия. А украинский этнограф, автор гимна Украины Павло Чубинский, цитируя Берлина, приходит к противоположным выводам: мол, если евреи  демонстрируют склонность к этим болезням, то они не желают соблюдать правила рациональной гигиены, поэтому предоставлять им равные гражданские права еще рано.

Столь активное обсуждение еврейского здоровья свидетельствует, что это имело  непосредственное отношение к представлениям об идеальном гражданине. Связь между здоровьем и гражданством типична для государств Европы Нового времени. Например, аббат Анри Грегуар в своем трактате, написанном накануне Французской революции, уверяет, что евреи в силу слабого здоровья плохие солдаты и… предлагает дать им равные права, чтобы они могли эффективнее защищать страну от врагов. Таким образом, гражданские права находились в непосредственной связи с представлениями о государственной безопасности, ведь больное население не формирует боеспособную армию.

— Действительно, одним из маркеров эмансипации в Западной Европе была служба евреев в армии. В России воинская обязанность, напротив, превратилась в инструмент насилия  над общиной. Очевидно, что как сторонники, так и противники призыва евреев манипулировали данными об их антропометрических особенностях.

Это правда, в отличие от Европы, в России дискурс о гражданстве тяготел, скорее, к обязанностям, которые не всегда вознаграждались равными правами. Тем не менее со времен Александра II противников призыва практически не было, напротив, еврейская пресса регулярно печатала материалы о подвигах евреев-солдат воинская служба считалась предметом гордости, а не повинностью, от которой нужно уклоняться.

Даже те, кто считал евреев малопригодными к армейской службе, выступая против равенства гражданских прав, не оспаривали необходимость призыва как такового.  

В этот период особое значение приобретает критика ментальных качеств евреев, а не физических.

— Еврейская энциклопедия, опубликованная в Санкт-Петербурге незадолго до  Первой мировой войны, утверждала, что евреи «наиболее нервные люди в мире», приводя статистику, указывавшую на большую частоту психических расстройств среди евреев по сравнению с христианами. Когда начал фиксироваться этот феномен?

С превращением психиатрии в самостоятельную медицинскую дисциплину, то есть с  последней четверти XIX века.  Эта наука не имеет дело с органическими заболеваниями, и психиатрам надо было доказать, что они занимаются тем, что реально существует. Учитывая тогдашний интерес к проблемам наследственности, евреи, как  преимущественно эндогамная группа, оказались удобным объектом для наблюдений. Так произошла ловкая подмена не статистика свидетельствовала о склонности евреев к психическим заболеваниям, а наоборот, представления о евреях, как группе с определенными наследственными чертами, приковали к ней внимание психиатров.


Присяга молодых солдат-евреев 

Сегодня большинство приписываемых 100 лет назад евреям болезней считалось бы последствиями посттравматического синдрома. Хотя в те годы уже начинает развиваться учение о психогении (то есть болезни, обусловленной психической травмой) и ею  объясняют психические расстройства среди солдат на войне, но… на евреев жертв погромов эти теории не распространяются. 

Все ограничивается представлениями о плохой еврейской наследственности и слабой нервной и физической конституции.     

— Какие научные авторитеты того времени отметились своими работами в сфере изучения, как говорили тогда, еврейской расы?

Профессор психиатрии Киевского университета Иван Сикорский и военврач, служивший в Царстве Польском, Эрнест Эриксон. Оба были антисемитами, чего не скрывали (Сикорский даже подвергся профессиональному остракизму после того, как поддержал обвинение в ритуальном убийстве Андрея Ющинского в деле Бейлиса). Оба считали евреев народом, стоявшим на низшей ступени цивилизационного развития. Оба утверждали, что евреи эгоистичны, не контролируют свои аффекты, не способны ставить общественные интересы выше частных, а посему не заслуживают гражданского равноправия.

Сикорский полагал, что среди евреев распространены симптомы наследственной дегенерации, прогрессирующее вырождение, которое приводит к целому ряду как физических, так и психических патологий. Кроме того, будучи убежденным русским националистом и сторонником ассимиляции национальных меньшинств, Сикорский считал, что у евреев, в отличие от других инородцев, нет будущего в российском государстве.

Эрнест Эриксон, в свою очередь, утверждал, что психические расстройства, которым подвержены и христиане, у евреев приобретают более острые формы, и приписывал  евреям целый ряд негативных моральных черт эгоизм, дерзость, нечестность, упрямство, трусость. Среди прочего Эриксон считал перетягивание руки тфилин евреями-рекрутами формой членовредительства, которая сознательно или нет препятствует исполнению воинского долга.

— Как реагировали врачи-евреи на идеи коллег, явно подверженных антисемитским стереотипам.

В 1912 году в Санкт-Петербурге было создано Общество Охранения Здоровья Еврейского Населения, одним из задач которого стала борьба с негативными стереотипами. С этой же целью проходили публичные лекции, о болезнях евреев было издано несколько брошюр. В 1908 12 гг. в Одессе выходил журнал «Еврейский медицинский голос». 


Иван Сикорский 

Лазарь Минор

— И в то же время такой авторитет, как ученик знаменитого Шарко и сын первого раввина московской синагоги д-р медицины Лазарь Минор, не отрицал у евреев склонности к истерии, предположив, что евреи часто оправлялись от серьезных заболеваний, потому что эти болезни …на самом деле не были реальными, то есть не имели физического основания.  

Да, будучи свидетелем высылки евреев из Москвы в 1891 году, он понимал, что такое психологическая травма. Минор приводит длинный список специфических еврейских диагнозов: острый «психоз» молодой еврейки, подозревающей, что за ней следит полицейский (видимо, у нее не было вида на жительство); парализующий страх перед сломанными предметами, появившийся у мужчины после погрома, и т.п. После погрома 1905 года в Одессе местная глазная клиника была наводнена пациентами с глаукомой, ставшей психосоматической реакцией на сцены насилия. Да и помимо погромов в жизни российских евреев того времени хватало травмирующих факторов.

Характерен случай с 16-летним портным из маленького городка, порезавшим большой палец, после чего у пациента развился паралич всей руки, для лечения которой он приехал в Одессу. Паралич этот носил исключительно психосоматический характер, вызванный страхом парня лишиться «средства производства». Пациент был уверен, что повредил «самое важное сухожилие руки», и никакие объяснения врача не смогли убедить его, что это не так. Тогда врач назначил больному ненужную с медицинской точки зрения, но модную по тем временам электротерапию, и несчастный портной восстановил функцию руки, объясняя исцеление новейшими технологиями.

— Повышенное внимание к своему здоровью, мнительность и требовательность к врачу — тоже приобретенные евреями черты? 

Об этом в начале прошлого века писал некий д-р Ф. Мандельштам, отмечая эгоистичность еврейских пациентов, настаивающих на всестороннем обследовании в самых незначительных случаях. С другой стороны, евреи, по словам Мандельштама, не имели равных в уходе за больными родственниками и членами общины, что обусловлено общим историческим опытом страданий и преследований.


Еврейская больница в Одессе, нач. XX века   

Да, он утверждал, что евреи порой излишне мнительны, чутко прислушиваются к своим ощущениям, при этом, например, тяжелые органические заболевания головного и спинного мозга встречаются у них гораздо реже, чем у других этнических групп, то есть они меньше подвержены недугам, в этиологии которых доминирующую роль играют алкоголь и сифилис.

— Насколько сегодня медицинская этнография используется в антисемитских или, напротив, филосемитских целях?

Политическое значение она утратила, и сегодня прослеживается лишь в материалах о генетических болезнях, распространенных среди евреев. Как, например, болезнь Тея Сакса, которой евреи-ашкеназы подвержены в значительно большей степени, чем  другие этносы. Этот феномен является частью дискурса о еврейских корнях. Надо сказать, что многие еврейские пары в США, да и в Израиле, проходят до свадьбы генетическое тестирование для выявления, в частности, гена болезни Тея Сакса. Недавно в популярном сетевом американском еврейском журнале Tablet появилась любопытная история, рассказанная девушкой, выяснившей, что и она, и ее жених-нееврей, являются носителями этого гена. Автор воспринимает это как свидетельство, что у избранника есть еврейские корни, у него даже обнаружилась какая-то прабабушка, иммигрировавшая  из Центральной Европы, которая теоретически могла быть еврейкой. Так что и здесь без медицины не обошлось.  

 

Беседовал Михаил Гольд