Сокаль. Большая синагога маленького города

Большая синагога Сокаля 

В Сокаль руководитель Львовского волонтерского центра Александр Назар попал почти случайно — ехал с приятелем проведать заключенных-евреев, отбывающих срок в колонии поблизости этого небольшого (25 тыс. жителей) городка Львовской области. На обратном пути захотели посмотреть на то, что осталось от Большой синагоги XVII века. Собственно, эта синагога оборонного типа недалеко от Ратуши — один из трех памятников архитектуры, сохранившихся в Сокале с тех времен.  

В 1920-е годы — город тогда принадлежал Польше — половину населения Сокаля составляли евреи. Их больше нет. Вообще. Немцы заняли Сокаль 23 июня 1941 года, и войну из более 5000 местных евреев пережили лишь около тридцати человек. От общины остались две синагоги и полуразрушенное кладбище. На месте бывшего гетто в восточной части города разбит  парк.  Сильно поврежденная Большая синагога долгое время традиционно для наших широт использовалась как склад, а потом здание пришло в полное запустение.  Сегодня это — четыре стены, без крыши, с остатками фресок и лепнины. Но больше всего львовян поразили большие деревья и горы мусора там, где когда-то был молельный зал.  Поэтому возникла идея сперва навести здесь порядок при помощи ребят из Львовского волонтерского центра при ВЕБФ «Хесед Арье».

 

Сегодня Большая синагога Сокаля это четыре стены, без крыши, с остатками фресок и лепнины

 

Сказано — сделано. Через неделю после визита дюжины волонтеров  «интерьер» синагоги было не узнать. Понятно, что это даже не первый шаг, а полшага, но он необходим — хотя бы ради того, чтобы обратить внимание сокальчан, что на их глазах разрушается памятник архитектуры XVII века. Здание, которое когда-то, возможно, использовалось для обороны их города.  Это их история в той же степени, что и наша. Разумеется, ответственности за сохранение своего наследия с нас это не снимает — на Западе и в Израиле живут люди, чьи родители и бабушки-дедушки были родом из Сокаля, и они могли бы помочь хотя бы законсервировать руины до лучших времен.

Идет уборка

Львовяне, со своей стороны, планируют собрать материалы о еврейской истории города, изготовить пластиковые стенды и разместить их в середине синагоги, создав, таким образом,  импровизированный музей под открытым небом, который заинтересует не только туристов, но и местных жителей, плохо представляющих себе родной город лет этак 80 назад. Правда, для этого нужно поставить решетки на окна и установить ворота.

Есть еще одна группа, которой судьба Большой синагоги Сокаля не должна быть безразлична. Речь о белзских хасидах, которым принадлежало здание. С 1462 года Сокаль был уездным городом Белзского воеводства Польши, а эта хасидская династия задавала здесь тон с начала XIX века. Попытка фонда барона Гирша открыть в Сокале училище не увенчалась успехом именно из-за противодействия местного цадика. В местной гимназии на 187 учеников приходилось всего 17 еврейских детей, что тоже объясняется сильным влиянием хасидизма. В этой общине принято посещать могилы белзских раввинов, например, в сам Белз — город, намного меньший, чем Сокаль, приезжает до 10000 паломников в год. Синагога Сокаля могла бы стать одним из пунктов этого маршрута, что, разумеется, не возродит еврейскую общину, но хотя бы напомнит о том, что когда-то она была неотъемлемой частью городского пейзажа. А это уже немало.

Максим Суханов