Студия "Лимонад" он-лайн
Программа работы студии включает проведение он-лайн лекций, презентаций, концертов и интервью.
Охрана у еврейской школы в Марселе
Фото: AFP
Новость о продаже здания синагоги в той или иной европейской стране давно никого не удивляет. Интерес может вызвать лишь новый владелец, как это произошло в Марселе, где местная община за 400 тысяч евро продала синагогу «Ор Тора» мусульманской культурной ассоциации «Аль Бадр», которая намерена превратить здание в мечеть.
«Ор Тора» открыла свои двери в 1962-м, и основными ее прихожанами стали выходцы из Алжира. Исход еврейского населения из центра Марселя в предместья привел к тому, что в последние годы в «Ор Тора», рассчитанной на 250 человек, едва удавалось собрать миньян. На этом фоне глава общины города рав Цви Аммар позитивно отнесся к продаже здания, тем более, что с 1990 года общее число синагог в Марселе выросло с 32 до 58. «Бог един для всех, главное, чтобы перемены проходили в гармонии», — прокомментировал сделку рав Аммар.
Перемены — главным образом демографические — действительно диктуют повестку дня. Мусульмане на сегодняшний день составляют 220 тысяч из 850-тысячного населения города, и соседняя с «Ор Тора» мечеть во время пятничной молитвы настолько переполнена, что многим верующим приходится молиться прямо на тротуаре.
Мусульмане составляют 220 тысяч из 850-тысячного населения Марселя
Щекотливость вопроса очевидна — несмотря на 2,5 тысячи уже действующих мечетей и 300 строящихся, — их явно не хватает для пяти миллионов мусульман Франции, поэтому имам Большой мечети Парижа Далиль Бубакер еще несколько лет назад предположил, что некоторые из 40 тысяч католических храмов вполне могли бы стать мечетями.
Такая идея понравилась далеко не всем, включая тогдашнего президента Саркози, превращение же синагоги в мечеть — еще более пикантный случай, учитывая напряженность в отношениях между евреями и мусульманами Франции. Не кто иной, как рав Аммар в январе этого года призвал марсельских евреев не носить кипу на улице, хотя главный раввин Франции Хаим Корсиа критически отреагировал на это предложение.
70-тысячная еврейская община Марселя — третья по численности в Европе — довольно традиционна. Смешанных браков здесь не очень много, в еврейских дневных школах учится примерно треть всех еврейских детей города, а еще треть получает то или иное еврейское образование.
Уличная сценка
Если большинство прихожан переехали в другой район, то продажу здания синагоги еврейский закон вполне допускает. Да и то, что происходит в Европе и Северной Америке в отношениях между этническими общинами, все-таки сложнее, чем нам порой представляется. В американском городке Рестон (штат Вирджиния) мусульмане используют помещение синагоги для молитв — с разрешения еврейской общины, разумеется. В канадском Питерборо прихожане синагоги предоставили здание для мусульманского богослужения, после того как местная мечеть была сожжена экстремистами. В этом случае раввины обычно ссылаются на слова Исайи: «Дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов». В нью-йоркском Бронксе, напротив, мечеть Маджид аль-Иман по инициативе шейха Мусы Дарамэ предоставила место для служб хабадскому миньяну. В Европе ситуация иная, но мусульмане бельгийского Арлона, например, помогают крошечной еврейской общине собрать средства на реконструкцию обветшалой синагоги 1865 года постройки. Аналогичным образом повела себя мусульманская община британского Брэдфорда, мобилизовавшая финансы на капитальный ремонт местной синагоги, которую немногочисленные евреи не могут содержать.
Если большинство прихожан переехали в другой район, то продажу здания синагоги еврейский закон допускает
Разумеется, можно сказать, что все это частные случаи, но именно они оставляют надежду на то, что идеи мирного сосуществования конфессий и этнических групп не выродились окончательно…
Александр Файнштейн