Студия "Лимонад" он-лайн
Программа работы студии включает проведение он-лайн лекций, презентаций, концертов и интервью.
Ричард Линн
Евреев сегодня в мире около 15 миллионов. В разы меньше, чем узбеков, малайцев, пенджабцев, телугу, яванцев и множества других народов, упоминания о которых крайне редко встретишь на страницах мировых СМИ. Зато евреи — как бы к ним ни относились — всегда оказываются в центре внимания не только массовой аудитории, но и интеллектуалов, которым не дает покоя «еврейский вопрос».
Высказывания великих мира сего о евреях широко известны, стройных же теорий, объясняющих «еврейский феномен», куда меньше. Тем паче теорий расовых, если не считать, разумеется, нацистской идеологии в разных ее проявлениях. При этом ряд интеллектуалов высказывают идеи на грани фола, пытаясь объяснить те или иные недостатки или достоинства избранного народа. Идеи эти, при всей их спорности, заслуживают внимания, в частности, работы британского профессора Ричарда Линна.
Этому уроженцу Бристоля исполнилось недавно 90 лет и этнически к евреям он не имеет ни малейшего отношения. Отец Ричарда был выдающимся ботаником, членом Королевского научного общества, возглавлял Институт генетики в Перу и много лет занимал профессорскую кафедру в Манчестерском университете.
Сам Ричард окончил Кембридж, преподавал психологию в Университете Ольстера, получил там звание почетного профессора, но в 2018 году был лишен его за свои взгляды. А взгляды ученого явно не вписываются в академический мейнстрим — он называет себя «расовым реалистом», коллеги же характеризуют Линна как «научного расиста».
Уже по названиям выпущенных им книг можно судить о сфере научных интересов профессора. «Интеллект и богатство наций», «Интеллект и мировое неравенство», «Расовые различия в интеллекте. Эволюционный анализ». Темы, согласитесь, крайне скользкие в наш политкорректный век.
Книги Ричарда Линна |
В 2011 году вышел труд Линна под названием «Избранный народ: исследование интеллекта и достижений евреев». В книге, разумеется, упоминаются ученые-евреи, получившие премии Нобеля, Филдса, Тьюринга и т.д., и содержится анализ необыкновенных (в процентном отношении) успехов, достигнутых евреями.
До начала XIX века иудеи, за исключением некоторых стран Балканского полуострова, были лишены права посещения университетов. Что практически лишало их возможности стать врачом, адвокатом, математиком или химиком. Родным языком для многих оставался идиш, что не позволяло проявить себя в гуманитарных науках и «большой» литературе. Наполеон уравнял евреев в правах во Франции, а к концу века евреи были более или менее эмансипированы во всех странах Западной Европы. Из Российской империи с ее чертой оседлости хлынула волна еврейской эмиграции и буквально в течение одного-двух поколений малообразованные, нищие иммигранты, не знавшие толком ни одного европейского языка, не только ликвидировали разрыв с продвинутой частью «титульных» наций, но и во многом опередили лучших ее представителей.
Ричард Линн объясняет это высоким интеллектом избранного народа, но отчего же он столь высок? Профессор цитирует целый ряд авторов, отмечавших высокий еврейский интеллект — от отца расовой теории французского графа Жозефа Артюра де Гобино, американского писателя Марка Твена до основоположника евгеники — британского антрополога Фрэнсиса Гальтона. С распространением техники измерения интеллектуальных способностей в 1920-е годы, эта идея получила подтверждение.
Граф Жозеф Артюр де Гобино | Сэр Фрэнсис Гальтон |
Тем не менее, многие исследователи, отмечая значительные успехи евреев в экономике, науке и искусствах, не соотносят их с высоким интеллектом. В отличие от них, Ричард Линн именно показатель IQ считает главным фактором не только академического, но и жизненного успеха, выраженного в размере дохода и материальном благополучии. Согласно исследованиям Линна, средний показатель IQ евреев — 115 пунктов, что примерно на 40% выше среднего. При этом показатель «визуально-пространственного» IQ у ашкеназов весьма посредственный, что компенсируется высоким уровнем «вербального IQ», включающего словесно-логическое мышление, кратковременную память и математические навыки. Исследование 1958 года продемонстрировало, что средний показатель вербального IQ у студентов иешивы превышает 125 пунктов.
Впрочем, Линн упоминает и другие факторы, отчасти объясняющие еврейские достижения в разных сферах. Например, у евреев сильна мотивация к достижению успеха, они готовы тяжело работать, чтобы «выбиться в люди». И в этом духе воспитывают своих детей. Нельзя также сбрасывать со счетов трудовую этику, которую часто сравнивают с протестантской, объясняя ее укоренение в массах религиозной традицией.
Отметим также сильные внутренние связи и готовность к взаимопомощи — факторы, помогавшие общине выстоять во враждебном окружении. Свою роль сыграл и культ учебы, когда даже бедняки старались дать детям максимально качественное, на пределе своих возможностей, образование. С эмансипацией религиозный формат обучения уступил место светским наукам, на которые молодые люди набрасываются с тем же рвением, с каким их предки изучали Талмуд.
Как бы то ни было, достижения ашкеназских евреев в 117 раз превышают их долю в населении планеты. Например, они являются обладателями 22% всех нобелевских премий, составляя 0,2% землян.
Все это отнюдь не оправдывает некоторые воззрения профессора Линна, которые иначе как расистскими, не назовешь. За это, собственно, его и лишили (по настоянию студенческого совета) звания почетного профессора Университета Ольстера. Что не умаляет значения его работ, которые можно подвергать академической критике, не теряя из виду рациональное зерно.
Вениамин Чернухин, специально для «Хадашот»
Вместо послесловия
Автор статьи считает, что необходима расовая теория о евреях? Была только нацистская, а нужна другая? Разочарую: расовых теорий много, многие включают в себя и «объяснение еврейского феномена». И все эти расовые теории одинаково ложны, одинаково антигуманны и одинаково несут в себе зерна дискриминации и насилия. Даже если какие-то из них льстят самолюбию некоторых евреев.
В чем идея Линна? В том, что у евреев высокий интеллект? Мы знаем, что IQ у протестированных евреев-ашкеназов выше среднего, равно как знаем и то, что IQ эфиопских евреев Израиля очень низок. Мы не знаем причин этого – и мыслители XIX века – расист Гобино, уважаемый писатель (никак не психолог) Марк Твен, противоречивый Гальтон (который пробовал измерять интеллект, но не смог найти способ) не являются авторитетами в этом вопросе. Более того, само измерение IQ, а тем более – сравнение IQ разных групп, – сложная и спорная территория. «Мейнстримные» психологи – т.е. большинство ученых во всем мире – крайне скептически относятся к тому, что тесты для измерения IQ не зависят от культуры. Об этом писал Отто Клинеберг еще в 1971 году, и с тех пор его аргументы находят многочисленные подтверждения
Жаль, что автор не привел имена интеллектуалов, высказывающих «идеи на грани фола». Работы Линна продолжают идеи Ф. Раштона, А. Дженсена, У. Шокли и прочие современные расисты. Может, автор имеет в виду и Дж. Уотсона? Впрочем, есть, наверное, и настоящие ученые, которые «пытались объяснить те или иные недостатки или достоинства избранного народа», не скатываясь в расизм.
Работы Линна в научной среде бесспорны – они расистские. Хотя некоторые его выводы выглядят научно, они опровергнуты тем, что автор статьи называет «мейнстримом», а другие – современной наукой.
Расизм не имеет отношения к академической науке – ни к «мейнстриму», что бы это не обозначало по мысли автора статьи, ни к спорным или дискуссионным научным вопросам. Линна характеризуют как «научного расиста» – и это – исчерпывающая характеристика его взглядов и его научной деятельности. Кстати, в выражении «научный расизм» слово «научный» не должно вводить в заблуждение. «Научный расизм» – это расизм, апеллирующий к наукам для подтверждения предубеждений и использующий научный жаргон. При этом «научный расизм» – не наука. Правильным было бы говорить «наукообразный расизм», и он по сути своей мало отличается от всякого другого расизма.
Выводы Линна не противоречат политкорректности – они противоречат научному знанию.
Автор упоминает о среднем показателе IQ евреев — 115 пунктов, что «примерно на 40% выше среднего». Но средним считается IQ=100. Каким образом 115 выше среднего на 40% – непонятно.
Исследование 1958 года – весьма древнее по меркам психологии. Впрочем, оно вообще мало о чем говорит психологу, поскольку результаты исследований полагается еще и объяснить, а не только зафиксировать.
Формулировка продвижение идей «расистского та сексистского характера» (именно за это Линн был лишен звания почетного профессора) нуждается в пояснении. Линн утверждает, что интеллект женщин ниже интеллекта мужчин из-за меньшего размера мозга. Первая часть его заявления спорна и, вероятнее всего, ошибочна. Вторая – просто лженаучна: масса мозга не имеет отношения к уровню интеллекта, что доказано довольно давно. Кстати, Линн неоднократно увязывает более низкую массу мозга какой-то группы с ее более низким интеллектом.
Научное значение работ по сравнению IQ (а коэффициент интеллекта IQ – не то же самое, что сам интеллект) разных народов и «рас» мизерно. Академическая критика поставила работы Линна на подобающее им место – в разряд ненаучных расистских построений. Рациональное зерно в них можно разыскать, как и в любом труде – даже расистском. Только вот оно теряется под массой недостоверных фактов, необоснованных выводов и, наверное, личных предрассудков Линна.
И, наверно, стоит рассказать немного подробнее о самом Линне и его трудах.
Ричард Линн – крупный современный расист. Его работы, посвященные различиям в интеллекте между народами и расами, подверглись критике практически всего научного сообщества. Линн лишен звания почетного профессора Ольстерского университета за продвижение идей «расистского и сексистского характера». Линн – заместитель редактора журнала «Mankind Quarterly» – рупора современной расистской теории, и активно сотрудничает с Пионерским фондом – организацией крайне консервативного толка, связанной с расистами.
Книги Линна (часть из них выполнена в соавторстве в Тату Ванханеном из Финляндии) получали одобрительные рецензии от расистов и крайне правых мыслителей, таких, как Раштон и Авдеев. Авдеев – известный русский расист – перевел книги Линна на русский.
Для понимания научной методологии Линна: «Как правило, Линн и Вананен рассматривают результаты тестов, которые проводились на очень маленьких и бессистемных выборках. Более того, данные по некоторым выборкам, где при тестировании были получены относительно более высокие показатели, они просто игнорируют» (Р. Нисбетт, американский психолог, крупный специалист по интеллекту).
Так, где никаких результатов тестирования не находилось, Линн и Ванханен определяли IQ народа как среднее от IQ его соседей.
Несколько цитат из работы Линна «Расы, народы, интеллект»: «Теперь, однако, будущее наших [народы Европы и Восточной Азии] народов в опасности. Количество рождающихся у нас детей недостаточно, чтобы сохранялась численность наших популяций. Как мы решим эту проблему? Сможем мы выжить? Или же наше место займут народы с более низким интеллектом?» (из «Обращения к русским читателям»). Предлагаю сравнить эту цитату с лозунгом американских расистов «14 слов» Д. Лэйна: «Мы должны защитить само существование нашего народа и будущее для белых детей».
«Эти результаты [средний IQ=65] говорят о том, что образование в школах западного типа не способствует повышению IQ африканцев». (Линн даже не пытается объяснить результаты). Такие выводы – отвергаемые современной наукой – стандартны для той версии «теории наследственного интеллекта», которую этнологи Тишков и Шабаев назвали «модифицированной расистской теорией». Кстати, эта цитата Линна – об эфиопских евреях Израиля.
Как объясняет Линн более высокий интеллект ашкеназов по сравнению с восточными евреями: «В результате этого [смешанных браков и половых связей между жившими в одной местности евреями и неевреями] евреи-ашкенази в Европе должны были получить значительную долю присущих европейцам генов, обуславливающих более высокий интеллект, а восточные евреи на Ближнем Востоке и в Северной Африке воспринять от автохтонного населения этих регионов значительную долю генов, обуславливающих более низкий интеллект». Т.е., По мнению Линна, европейцы генетически имеют более высокий интеллект, чем жители Ближнего Востока и Северной Африки. Нужно ли объяснять, что такие воззрения – лженаука и расизм?
Думаю, изложенного мной достаточно, чтобы понять: мнение Линна о том, почему у евреев высокий IQ, не имеет никакого значения и не стоит бумаги, на которой напечатано. Линн – самый обычный, хотя и более известный, чем другие, современный расист, и то, что его расизм направлен не против евреев (разве что против эфиопских… и немножко – восточных), это не делает его выводы и построения менее расистскими и более приемлемыми.
Если мы хотим объяснить успехи евреев их генетическим, а по сути – расовым, превосходством, то я не понимаю, чем мы отличаемся от нацистов, объясняющих расовым превосходством свои намерения уничтожить евреев.
Мирослав Гринберг,
автор книги «Футбол против расизма», глава правления образовательного центра «Пространство толерантности»