Шломо Нееман: я рассчитывал на «русские» голоса

Уроженец Биробиджана, в прошлом посланник ЕА «Сохнут» в Киеве, директор отдела образования ЕА в СНГ, житель поселения Кармей-Цур Шломо Нееман возглавил региональный совет Гуш-Эцион, став первым репатриантом на этом посту. Способствовало ли «русское» происхождение кандидата победе на выборах, какие проблемы стоят перед жителями поселений в Иудее и Самарии, насколько им удается уживаться с арабскими соседями об этом и многом другом мы говорим с новым главой регионального совета.     

— Шломо, современный Гуш-Эцион это 22 населенных пункта, разбросанных от Иерусалима до Хеврона. Сколько евреев в них проживает на сегодняшний день, и какова вообще структура населения этого региона?

— Речь идет почти о 25 000 евреев — демографически мы очень молодой район, хотя еврейские поселения существовали здесь еще во времена британского мандата. Все они были разрушены Арабским легионом в ходе арабо-израильской войны в 1948 году, фактически прикрыв собой еврейский Иерусалим, о чем с благодарностью вспоминал Бен-Гурион.

После 1967 года сюда вернулись дети первых поселенцев, за ними потянулись другие. В Гуш-Эционе очень высокая рождаемость, но время от времени возобновляемый мораторий на строительство не позволяет молодым семьям поселиться у нас им просто негде жить.

Что составляет основу существования этих населенных пунктов многие ли из них располагают собственными предприятиями и соответствующей инфраструктурой?  


Кфар-Эцион, 1943  

— Нельзя сказать, что у нас изобилие рабочих мест, но они есть. В регионе много гуманитариев, работников хай-тека, профессиональных военных, врачей, представителей свободных профессий — вообще у нас гораздо выше процент лиц с высшим образованием, чем в среднем по стране. В ряде поселений есть промзоны, из относительно крупных предприятий можно упомянуть компанию «Мигдаль таасийот», выпускающую высокотехнологическое оборудование, в том числе для военных целей, или «Мей Цурим», производящую фильтры для воды. Развивается туризм, ведь речь идет о библейских местах со множеством археологических памятников. Разумеется, процветает земледелие (в том числе, органическое), виноделие, животноводство и садоводство. Хотя большинство поселенцев работают все-таки в городах.       

Насколько важна идеологическая составляющая для людей, решивших обосноваться в Гуш-Эционе? Такое решение становится, главным образом, реализацией права евреев селиться в любой части исторической Эрец Исраэль или есть сопутствующие мотивы дешевизна жилья, например?   

— Безусловно, идеология для тех, кто решил поселиться в Иудее, крайне важна. При этом надо отдавать себе отчет, что для второго поколения жизнь в поселении уже не несет того идеологического заряда, который привел сюда их родителей. Это естественно, ведь поселения — уже свершившийся факт, поэтому ценности выживания уступают место ценностям развития и самореализации.    

Что касается экономических факторов, то их нельзя полностью сбрасывать со счетов — жилье у нас, действительно, дешевле, чем в центре страны. Зато существуют дополнительные налоги — на развитие поселения, обеспечение безопасности и т.п. К тому же, поселения удалены от городской инфраструктуры, поэтому расходы на транспорт у нас намного выше. Так что, в целом, приезжают в Гуш-Эцион не за «длинным шекелем», а руководствуясь определенным мировоззрением, в поисках подходящего образа жизни и общинной атмосферы.

Каков, по твоим оценкам, процент выходцев из стран бывшего СССР в Гуш- Эционе? Эти люди стали мотором твоей предвыборной кампании? 

На самом деле «русских» в Гуш-Эционе не так много менее 10%. Они разбросаны по всем поселениям, но особенно слышен русский акцент в восточном Гуш-Эционе поселениях Ткоа, Нокдим (здесь живет министр обороны Авигдор Либерман) и Кфар-Эльдад (в этом поселении дом министра экологии Зеэва Элькина). Изначально конъюнктура складывалась не в мою пользу большинство депутатов от «Ликуда» поддерживали моего конкурента, хотя, узнав о результатах голосования, все поспешили меня поздравить… 

Разумеется, я рассчитывал на «русские» голоса, но победить, опираясь исключительно на экс-соотечественников, невозможно, в силу их малочисленности. В моем поселении, например, из двухсот семей русскоязычных всего шесть.    

Можно ли говорить об «умеренных» или «крайних» поселениях (как, например, Бат Аин, жители которого неоднократно задерживались полицией за нападения на арабов). Больших и благополучных, как Алон Швут, и социально незащищенных, как крохотный Гваот. Религиозно-сионистских, как Неве-Даниэль, и ультраортодоксальных, как Мейцад. Часто ли их интересы вступают в противоречие, ставя в сложное положение местную власть? 

Подавляющее большинство в нашем регионе составляют религиозные сионисты, но на самом деле Гуш-Эцион это Израиль в миниатюре. Так или иначе, 

у нас представлены почти все сектора израильского общества. Есть два светских поселения Хар-Гило и Кейдар, есть ультрарелигиозные Маале Амос и Мейцад, относительно либеральные религиозно-сионистские, вроде Алон Швута или Неве Даниэль, и более консервативные, как Кармей-Цур, где я живу. Есть смешанные поселения Ткоа, Нокдим, поселение для тех, кто совершил тшуву, Бат Аин, религиозные кибуцы Кфар Эцион, Рош Цурим, Мигдаль Оз.   


Муниципиальный совет Гуш-Эциона

И при всем этом общего (в том числе, общих проблем) у нас намного больше, чем различий.

— Проблемы связаны в основном с тем, что на Иудею и Самарию израильские законы распространяются не в полной мере?

Да, и в первую очередь это бьет по сфере строительства. Без разрешения министра обороны в Иудее и Самарии нельзя построить даже сарай  и положительное решение этого вопроса зависит не от статуса земли или соблюдения строительных норм, а, скорее, от настроения очередного американского президента.

Другая проблема тоже имеет отношение к недвижимости. За так называемой Зеленой чертой статус земель неоднозначен, соответственно, когда ты претендуешь на ипотеку, то сложнее использовать имущество в качестве залогасоответственно, получить ссуду будет немного сложнее, а размер ссуды относительно цены жилья может быть ниже в  процентном соотношении, чем в среднем по Израилю. В результате дом у нас сложнее построить и непросто купить. Рынок жилья при этом разогрет до предела в нашем поселении после получения разрешения на строительство 56-ти квартир они были проданы в течение нескольких дней — до того, как первый бульдозер начал рыть котлован! Дефицит жилья колоссальный, поскольку мораторий на строительство фактически длится больше 20 лет. У наших детей нет возможности приобрести жилье рядом с родителями, а состарившиеся родители не могут купить жилье возле своих детей.

Со времени твоего избрания прошло два месяца. Первыми шагами на посту главы регионального совета стали...  

Пока занимаюсь созданием инфраструктуры по защите государственных земель, продвижением строительства и бюджетными вопросами. В Израиле сложное и, как правило, убыточное муниципальное хозяйство, особенно на периферии, а тем более в Иудее и Самарии. Например, военные базы по всей стране платят муниципальный налог, но не у нас, хотя баз в Гуш-Эционе много, и они активно пользуются инфраструктурой.

— Многие поселенцы известны своим радикализмом по отношению к арабскому вопросу. Раздаются ли на этом фоне иные голоса?

Среди жителей Гуш-Эциона есть целые группы, выступающие за сосуществование евреев и арабов. Они не предлагают территориальный компромисс, но считают, что поскольку евреи и арабы на этой земле навеки вместе, необходимо искать точки соприкосновения и выработать некие правила общежития. Другое дело, что на сто  евреев, разделяющих подобную точку зрения, приходится один араб. Справедливости ради надо сказать, что если бы за подобные взгляды в арабском обществе не преследовали, таких людей было бы больше. Но даже несмотря на прессинг, их количество растет.        


С министром экологии, жителем поселения Кфар-Эльдад Зеэвом Элькиным 

Насколько часто происходят столкновения с окружающим арабским населением? И есть ли примеры если не сотрудничества, то просто добрососедских отношений между жителями арабских деревень и поселенцами?

Есть и то, и другое, многое зависит от периода. Год назад ситуация была очень тревожной, в последние месяцы напряжение спало. Всегда были относительно мирные и более агрессивные деревни. Надо понимать, что в поселениях активно используется арабский труд, что делает евреев и арабов экономически взаимозависимыми друг от друга. Как правило, бойкот, объявляемый на Западе товарам, производимым в Иудее и Самарии, бьет в первую очередь по арабским работникам не уверен, что в Европе многие осознают этот факт.

Тебя не смущает, что в отличие от поселенцев первой половины прошлого века, для которых еврейский труд в кибуцах был одной из основ сионистской идеологии, в современных поселениях повсеместно используется арабская рабочая сила? Что, по мнению левых, превращает поселенческий проект в  колониальный…    

Лично меня смущает, поэтому я предпочитаю не нанимать арабских работников. Вместе с тем не могу согласиться, что это превращает наш проект в колониальный. Если завтра на смену арабам придут филиппинцы или румыны, что это изменит? Существуют экономические рычаги, но не стоит преувеличивать их значение.

Для меня еврейский труд идеологическая ценность, убежден, что евреи сами должны строить свою страну. Но это один из элементов пазла, а не весь пазл.

Есть еще один момент. Когда ты платишь зарплату арабским рабочим, то прямо или косвенно поддерживаешь режим Палестинской автономии (куда идут налоги с этих зарплат), то есть, другими словами, спонсируешь террор. 

Другой точки зрения придерживаются эксперты в области безопасности, утверждающие, что уровень вовлеченности в террористическую деятельность среди арабов, работающих на еврейских предприятиях, крайне низок. Зарплата в поселениях выше, чем на внутреннем арабском рынке, эти люди кормят свои семьи и дорожат работой.  В этом контексте создание максимального числа рабочих мест для арабского населения снижает террористическую активность. Конечно, это не ключ к решению проблемы, но, возможно, один из ключей.  

Как бы то ни было Гуш-Эцион живет и развивается, планируется расширение ряда поселений, и мы будем рады видеть вас среди новых соседей.    

 

Беседовал Михаил Гольд