Обрезать или оставлять

Немецкая прокуратура ведет расследование против раввина. Обвинение: «причинение телесных повреждений». Причина — обрезание, выполненное раввином Давидом Гольдбергом в баварском городке Хоф. Наказание: до пяти лет лишения свободы.

Еще недавно такая новость звучала бы в Германии как фантастика. Но сегодня веками соблюдавшаяся религиозная традиция внезапно оказалась вне закона. «Дебаты об обрезании» — так официально называется дискуссия, охватившая всю Германию. Она стала в стране темой номер один несколько недель назад и началась с события, никак не связанного с иудаизмом. Семья родителей-мусульман из Кельна отвела своего ребенка к врачу-мусульманину и попросила того сделать обрезание, обязательное в исламе для мальчиков.

Операция прошла недостаточно успешно, и у мальчика начались кровотечения. Семья обратилась к другому врачу — и тот, увидев травму, подал заявление в прокуратуру о ставшем известном ему «нанесении телесных повреждений» ребенку. В суде первой инстанции врач-мусульманин был оправдан, но прокуратура подала апелляцию, и суд вынес сенсационное решение: хотя сам врач был признан невиновным, процедура обрезания по религиозным причинам была объявлена судьей недопустимой и приравнена к нанесению ребенку телесных повреждений.

Несмотря на сенсационность, решение суда находится в полном соответствии с действующим немецким правом. «Евреям и мусульманам стоит подумать о том, должны ли они отказаться от центрального пункта своей религиозной идентичности либо подвергнуться штрафу или даже тюрьме или же эмигрировать. Запрет обрезания для многих был бы равен запрету на исповедание религии», — заявил Марам Штерн, вице-президент Всемирного еврейского конгресса, в открытом письме, размещенном в газете Tagesspiegel. Кельнское решение было решением «человека, не имеющего никакого отношения к религии и тем не менее выступающего как средневековый инквизитор», и стало «настоящей находкой для множества скрытых антисемитов, поскольку находится вроде бы в рамках политкорректности», — добавил Штерн.

Эту позицию можно понять: и для мусульман, и для евреев обрезание является символом союза, заключенного с Богом. Отказ от выполнения этой заповеди требовал бы кардинального пересмотра религиозных норм.

Накал дискуссии, разразившейся в СМИ, серьезно напугал и немецкое правительство, которое понимает необходимость как можно скорее создать правовые рамки для легальных религиозных обрезаний. На днях этический совет по делам религии опубликовал заявление с призывом легализовать обрезания, если они проводятся квалифицированным медперсоналом и под наркозом. Критики полагают, что именно боль при операции является травмой, сопровождающей затем мужчину всю жизнь.

Между тем именно такое технологическое вмешательство входит в прямое противоречие с требованиями иудаизма, заявил находившийся в Берлине с визитом главный раввин Израиля Йона Мецгер. Рав Мецгер напомнил, что обрезание практикуется евреями в Германии уже 1800 лет и является одной из 613 заповедей. Он также особо подчеркнул, что обрезание младенца невозможно проводить под наркозом. «В крайнем случае разрешено дать ребенку каплю сладкого вина, тогда он засыпает. Еврейский закон требует, чтобы все проходило естественно», — отметил раввин. Он также подчеркнул, что обрезание должно проводиться не врачом, а раввином. Врач может проводить обрезание лишь в том случае, если является раввином и в качестве раввина, а не врача.

Неудивительно, что в сложившемся правовом вакууме немецкие суды уже столкнулись с новыми уголовными делами, возбужденными из-за обрезаний. Недавно прокуратура Гисена — городка в земле Гессен — подтвердила, что ведет расследование в отношении раввина Давида Гольдберга, осуществлявшего обрезание младенцев. Соответствующее заявление подал в прокуратуру врач Гевара Камм, сославшись на решение кельнского суда, объявившего обрезания вне закона.

Теперь немецким законодателям придется спешно разбираться с тем, какая практика обрезаний может считаться допустимой. В частности, на повестке дня будут стоять вопросы, оставляет ли физическая боль при обрезании травму в душе ребенка и являются ли случаи психологических расстройств у мужчин, переживших в младенчестве обрезание, следствием хирургического вмешательства. Если медицинские эксперты утвердительно ответят на эти вопросы, практика обрезаний — по крайней мере, без медицинского наркоза — будет окончательно объявлена в Германии вне закона. В таком случае преследоваться будет и вывоз родителями ребенка за границу с целью произвести обрезание*. Какие последствия будет иметь такое решение для политики Федеративной республики, традиционно основанной на подчеркнутом уважении к еврейской культуре и религии, остается лишь гадать.

Сергей Сумленный, «Эксперт»

*Главный моэль Украины и Молдовы, кандидат медицинских наук, раввин Яков Гайсинович уже выразил готовность помочь в исполнении этой заповеди немецким евреям. 

 

 
рубрика: