О Кирилле и Гаврииле

Находясь с визитом в Польше, г-н Гундяев, более известный как предстоятель Русской православной церкви Кирилл, посетил оплот православия в этой католической стране — город Белосток. В Никольском кафедральном соборе, как сообщает сайт РПЦ, «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва поклонились честным мощам младенца-мученика Гавриила Белостокского».

Государственный канал «Россия» в справке-комментарии к этой, без сомнения, важной новости проинформировал аудиторию, что «святой младенец Гавриил родился в 1684 году в семье крестьянина в Белостокском уезде Гродненской губернии. В 1690 году Гавриил был выкраден из дома иудеем и вывезен в Белосток, где был зверски замучен».

Патриарх Кирилл
ставит свечку у мощей св.Гавриила
 

Нет нужды напоминать, что ложное обвинение евреев в ритуальном убийстве христианского ребенка называется «кровавым наветом». Несмотря на многократные опровержения обвинений, «кровавый навет» не раз приводил к всплеску антисемитизма, стоившего жизни не одному еврею.

Даже лояльная Федерация еврейских общин России (ФЕОР) выразила «глубокое удивление и разочарование непрофессионализмом и дикостью комментария, сделанного телеканалом «Россия 24» ...по поводу визита Патриарха в Никольский кафедральный собор в городе Белостоке».

Конечно, журналисты несут прямую ответственность за распространяемую информацию, но, признаться, «глубокое удивление и разочарование» вызывает и комментарий еврейских коллег г-на  Гундяева из ФЕОР. Ведь если вдуматься, дело-то не в телесюжете, а в самом факте — для предстоятеля нынешней Русской православной церкви нет проблемы, что бедный мальчик канонизирован двести лет назад из-за того, что был умучен от жидов. И если он поклонился «честным» мощам оного отрока, то тут уж что комментируй, что не комментируй...

Современная «Православная энциклопедия», которая начала издаваться по благословению предыдущего патриарха Алексия II и продолжает выходить по благословению патриарха Кирилла (который, имея репутацию видного богослова и мыслителя, значится ее редактором), информирует читателей следующим образом: «11 апреля 1690 г. Гавриил был похищен деревенским арендатором Шутко, членом изуверской иудаистской секты, увезен в Белосток и предан мучению: мальчика распяли, затем кололи, постепенно испуская кровь, пока он не скончался». Как легко заметить, текст содержит некоторый намек на то, что не все евреи практикуют ритуальные убийства, а только члены некой «изуверской иудаистской секты», но в целом можно констатировать, что официальная точка зрения современной РПЦ подразумевает «кровавый навет». В литературе же, указанной в конце сухой энциклопедической справки (и рекомендованной читателям для более подробного ознакомления с предметом), все излагается проще и без лицемерных уверток: «невинный мальчик стал жертвой зла и иудейского изуверства» (и далее еще немало животрепещущих «обстоятельств ритуального убийства, которое совершили иудеи»).

Энциклопедии, конечно, читают немногие. Но литургическая практика является важнейшей и обязательной частью жизни каждого верующего человека. Так вот, устойчивая формулировка «от иудея умученный» до сих пор сохранилась в православном каноне. В песнопении, посвященном тому же святому мученику Гавриилу, которому рекомендуется молиться, в частности, в случае болезни детей, говорится про «истых зверей-иудеев».

Конечно, если святой был канонизирован, каковы бы ни были исторические обстоятельства этого события, так просто его из Святцев не вычеркнешь. Однако в западных церквях прецеденты были, в том числе —  в совершенно аналогичных случаях. Так, в 1965 г. Второй Ватиканский собор отменил почитание Симона Трентского (также якобы убитого иудеями с ритуальной целью), как основанное на злонамеренной мистификации, и удалил имя мальчика из католической мартирологии. Ранее Англиканская церковь поступила подобным образом в отношении Хью Линкольнского. А Уильям Норвичский, первый и самый известный «от жидов умученный» христианский младенец Средневековья, несмотря на существование культа, официально канонизирован никогда не был.

Конечно, в силу ряда причин в православии с пересмотром отдельных положений вероучения дело обстоит гораздо сложнее, чем в западном христианстве. Однако факт остается фактом — «кровавый навет» является частью вероучения РПЦ, и предстоятель Церкви своими действиями демонстрирует, что не имеет ничего против этого. Поэтому  вряд ли справедливо возлагать полноту ответственности за распространение дикой средневековой клеветы исключительно на журналистов, в комментарии к действиям Патриарха воспроизводящих официальную точку зрения возглавляемой им Церкви...

Вячеслав Лихачев, специально для «Хадашот»

Вместо послесловия

— Если выяснится, что там ничего не было связано с кем-то из иудеев, то тогда возможна перемена жития Гавриила в связи с новыми фактами, — прокомментировал реакцию ФЕОР на инцидент протодиакон, профессор Московской духовной академии Андрей Кураев. — В конце концов …маньяки могут быть среди людей любой национальности. Поэтому говорить, что еврей не мог на мальчика покуситься, это попахивает определенного рода расизмом.

 
рубрика: 
автор материала: