О евреях по-украински рассказали в новом учебнике для лицеев

                                                                          Еврейка-колхозница, Украина, 1929

«Сторінки єврейської історії України»

Навчальний посібник для учнів ліцеїв

Київ, «Дух І Літера», 2018, 296 с.

 

Еврейский народ много раз в истории стоял на грани исчезновения. Египетский плен, потом вавилонский, изгнание римлянами из Эрец Исраэль, а в средневековье — из своих домов в Англии, Франции и Испании, трагедия Холокоста… Не чудо ли, что евреи не только не растворились среди других народов, но и сохранили свой язык, религию и идентичность? А вместе с ними веру в божье провидение и неугасаемую надежду на лучшее будущее.  

Об этом чуде, но вполне рационально и академично рассказывается в учебнике для школ «Страницы еврейской истории Украины». Нет нужды перечислять все этапы этой истории — начиная с первого века новой эры, когда евреи появились на территории современной Украины. Но часто судьбы наших народов переплетались самым причудливым образом. Так, основатель хасидизма Баал Шем Тов дружил с вождем крестьянского восстания Олексою Довбушем и даже помог ему спастись от преследований — за это народный мститель подарил БЕШТу трубку, с которой тот не расставался до конца жизни.

Постоянная дискриминация порой приводила к курьезам. В 1905 году евреи получили право избираться в Государственную думу, однако права на проживание в городе, где эта Дума работала, — в Санкт-Петербурге — так и не обрели. Не удивительно, что контакты с христианским населением приходились, главным образом, на черту оседлости, то есть многие регионы современной Украины.  

Не обошли авторы и острые темы — например, погромы 1917 — 1920 годов в Большой Украине и попытки антиеврейского насилия во Львове, где украинская власть вооружила еврейскую милицию для патрулирования улиц города.

Несмотря на миф о еврейском единстве, актуальность поговорки «два еврея — три мнения» никто не отменял. В начале прошлого века проходило множество еврейских объединительных съездов, на одном из которых представители БУНДа отказались почтить Тору. Ситуацию спас известный драматург Семен Ан-ский, предложивший социалистам почтить Святое Писание как символ еврейской культуры, а не религии.

У входа в столовую «Джойнта», Александровск, 1921

В советское время иудаизм, как и другие религии, был объявлен «опиумом для народа», а к служителям культа власть отнесла не только раввинов, но и меламедов, шойхетов, торговцев кошерным мясом и т.д. Интересно, что в рамках антирелигиозной кампании большевики начали создавать свиноводческие фермы в еврейских колониях. В частности, с помощью Агро-Джойнта было организовано 15 племенных питомников свиней йоркширской породы.

На украинских землях в составе польского государства преследовали не столько иудаизм, сколько иудеев. Так, с 1935 года во Львовской политехнике, а с 1937-го во Львовском университете существовало «гетто лавкове» — для студентов-евреев выделялись отдельные скамьи, как правило, «на галерке». Правда, в 1950-е обладателям довоенных польских паспортов был разрешен выезд из СССР, благодаря чему некоторые евреи — жители «новых территорий» —  могли эмигрировать в Израиль.

Авторам удалось включить историю евреев Украины в общеукраинский контекст, а благодаря доступному изложению, картам, фотографиям и иллюстрациям сделать учебник не только полезным, но и увлекательным.

 

Андрей Бородий, специально для «Хадашот»

 

номер газеты: