Наследникам еврея-мультимиллионера вернули картину, присвоенную Герингом


Американские солдаты демонстрируют шедевры из коллекции Геринга, 1945  

О таких, как Блейхредеры, говорят — история успеха. Без малого полторы сотни лет эта еврейская семья была частью немецкой элиты. Самуэль Блейхредер-старший владел поначалу мастерской по производству пряжек для обуви, затем стал поставщиком прусской армии и, наконец, в 1793-м был назначен придворным евреем прусской королевы, отвечая за поставки для двора различной косметики и парфюмерии. Его сын — тоже Самуэль — основал в Берлине собственный банкирский дом, финансировавший в 1845 году строительство первых в Пруссии железных дорог. Внук Гершон продолжил семейный бизнес, стал самым богатым человеком Пруссии, а когда был создан Северо-Германский Союз под началом Отто фон Бисмарка, Гершон получил пост финансового советника и главного банкира объединителя Германии. Фактически его роль была куда шире — в компетенцию Блейхредера входили политические вопросы, а также руководство разведкой. С Бисмарком они скоро стали друзьями — в немецких архивах обнаружено несколько тысяч их писем друг другу. За заслуги в деле объединения Германии Гершон стал третьим в истории иудеем, получившим дворянскую приставку «фон».

Его трое сыновей родились с золотой ложкой во рту и вели подобающий образ жизни. Мультимиллионер Джеймс, например, стал патроном немецкого автоспорта, сам участвовал в гонках, а кроме того был известен как крупный коллекционер антиквариата и произведений искусства. Собственно, на этом история семейного успеха обрывается. Потому что к власти в Германии пришли люди, которые евреев видеть не хотели. Ни в самой Германии, ни где бы то ни было.


«Воскрешение Лазаря»

Пожилой Джеймс — бравый ветеран-кавалерист Первой мировой — еще застал этих людей. Один из них тоже был заядлым коллекционером — шеф люфтваффе, второй человек в Рейхе Герман Геринг. Собирал он с размахом — если в 1939 году коллекция состояла приблизительно из 200 предметов, то к концу войны насчитывала уже четыре тысячи произведений, включая скульптуры, оружие, музыкальные инструменты, мебель и около двух тысяч картин. Почти половина этого собрания приходилась на артефакты, конфискованные у «врагов рейха».

Кое-что перепало главному немецкому летчику и от скончавшегося в 1937 году Джеймса Блейхредера.

Работа «Воскрешение Лазаря», написанная неизвестным  немецким художником маслом на дереве между 1530 и 1540 годами, была  конфискована у владельца и продана в мае 1938 года на аукционе в Берлине, после чего попала к Герингу. В конце войны рейхсмаршал попытался переправить большую часть коллекции в Австрию, но его личный поезд тормознули американцы в баварском городке Берхтесгаден, и около 80% экспонатов вернулись законным хозяевам и их наследникам. Остальные, в том числе «Воскрешение Лазаря», в 1961 году были переданы в Баварскую государственную картинную галерею.


Вилла семьи Блейхредер, Шарлоттенбург, конец XIX века  

Наследники банкирской семьи ничего не знали о судьбе полотна, но недавно группа по розыску украденных произведений искусства нашла «Лазаря». Так, почти через 80 лет после ариизации, картина стоимостью около $250 000 была возвращена потомкам Блейхредеров на церемонии в Мюнхене. Не исключено, впрочем, что в итоге полотно все же останется в экспозиции, поскольку галерея предложила выкупить его у наследников. Четверть миллиона для Джеймса, состояние которого в начале прошлого века оценивалось по нынешнему курсу в $200 млн — вообще не деньги, но, как добропорядочному банкиру, ему было бы приятно…       

 

Михаил Дор