Студия "Лимонад" он-лайн
Программа работы студии включает проведение он-лайн лекций, презентаций, концертов и интервью.
Мацева во дворе дома в Крюкове
В конце XVIII века в тогдашнем посаде Крюкове был выделен участок под еврейское кладбище, которое примыкало к переулку с характерным названием — Кладбищенский. Посад вошел в состав Кременчуга еще при Павле I, но реальное слияние произошло лишь в 1817 году.
В 1870-х годах в Крюкове-на-Днепре (так стали называть этот район), несмотря на протесты евреев, прямо через кладбище проложили полотно Николаевской железной дороги. В знак протеста евреи игнорировали новый вид транспорта, предпочитая извозчиков.
Известно, что на Крюковском еврейском кладбище похоронены многочисленные ученики и последователи рабби Нахмана из Брацлава. Местные жители находили отдельные памятники, надгробия, фрагменты и останки вплоть до 1970-х годов. И сегодня вдоль железнодорожного полотна кое-где можно увидеть поверженные мацевы. Кладбища больше не существует, а стоящие на костях частные дома вплотную лепятся к железной дороге.
Надгробная плита, обнаруженная весной этого года, принадлежит женщине и датируется 1862 годом. Как попала она во двор дома, построенного в 1930-х годах для работников паровозоремонтных мастерских? Учитывая, что дом этот стоит довольно далеко от бывшего Кладбищенского переулка. Коренной житель Крюкова Виктор Якимец рассказал, что в бывшем посаде «спокон веку» было еще одно еврейское кладбище — недалеко от вагоноремонтного завода. Кладбище это совершенно растащили в начале 1960-х годов. Возможно, найденная мацева как раз оттуда.
Памятник купцу Чуркину и мацевы, положенные в его основание
Очевидно одно — мародерство на костях родилось задолго до советской власти. Так, например, еврейские активисты обнаружили, что в основание памятника купцу I гильдии, староверу Чуркину, скончавшемуся в 1900 году, положены еврейские плиты. Стащенные, вероятно, с территории уничтоженного еврейского кладбища и перенесенные на христианский участок, сохранившийся и доныне.
Везде — как на еврейском, так и христианском кладбищах, — опрокинутые и перевернутые вандалами надгробия и памятники. В одном из переулков картина не менее ужасающая — здесь, в частном секторе, некоторые домовладельцы оградили свои огороды кладбищенскими изгородями с могил.
Но если христианские могилы запущены или поросли бурьяном, то еврейского кладбища в Крюкове больше нет. Только установленный в 2010 году группой энтузиастов скромный мемориальный знак у домика путейца на железнодорожном переезде напоминает о том, что здесь, на месте уничтоженного старинного еврейского кладбища, покоятся тысячи крюковчан.
Городскую власть, увы, не беспокоят проблемы сохранения исторического наследия. Как и еврейскую общину, занятую преимущественно другими вопросами — в основном, социальными. Поэтому, все, что остается — фиксировать такие находки, надеясь, что в будущем удастся достойно увековечить память предков.
Барух Бавли, специально для «Хадашот»