Мои дети будут жить по-другому

Недавно была вновь отложена реализация закона о включении основных учебных дисциплин в программу школ ультраортодоксального сектора. Этот фарс, который продолжается с начала прошлого десятилетия, возмущает не только секулярную общественность, но и часть молодежи харедим.

В последние годы лидеры ультраортодоксальной общины, а также их представители в Кнессете и правительстве, делают все возможное, чтобы не допустить реализации этого закона. Хаим, Исраэль и Рафаэль, 17-летние юноши, обучающиеся в литовской йешиве в Бней-Браке, уже перестали надеяться на лучшее.  Они решили изучать английский язык, математику и компьютеры самостоятельно.

— Хаим, что заставило тебя выступить против политики раввинов и начать изучение общих дисциплин?

— Моя семья, в которой 11 детей, живет в крайней бедности. Отец не работает, мы живем на мамину зарплату — она учительница в школе в Бейт-Яакове. Жить трудно. У родителей нет денег на лечение у стоматолога, в котором я нуждаюсь. Когда у моей сестры разбились очки, мама склеила их клейкой лентой, потому что на новые просто нет денег. Я смотрю на своего отца и понимаю, что не хочу вырасти таким, как он. Я хочу, чтобы у меня была профессия, работа, чтобы у моих детей было все необходимое.

— Что ты думаешь о позиции лидеров общины харедим, выступающих против изучения в йешивах основных дисциплин? Получив профессию, ты можешь оказаться там, где работают светские израильтяне. А потом, возможно, тебе захочется одеваться, как они, разговаривать, как они?

— Нет никакой связи. Я хорошо себя чувствую в качестве ультраортодокса и не хочу становиться светским. Я наблюдаю за тем, какой груз лежит на плечах моей матери, как много необходимых вещей отсутствует в нашем доме. Я хочу, чтобы мои дети жили по-другому.

— Рафаэль, что ты изучаешь?

— Я начал работать с базовыми учебниками английского, математики и компьютеров. Нередко я просто не понимаю того, что написано в учебниках. И мне некого спросить. Некоторые книги не содержат ответов на задаваемые вопросы, и тогда я не знаю, правильно ли я ответил. Я бы хотел также изучать физику, но не нашел подходящих учебников и не знаю, с чего начать.

— Исраэль, в йешиве кто-то знает, что ты начал изучать основные дисциплины?

— О чем ты говоришь! Меня выбросят оттуда немедленно, как только узнают об этом. Меня почти выгнали из йешивы, когда обнаружили оксфордский словарь английского языка под матрасом. Я чудом выкрутился — сказал, что меня просили передать его сестре. Теперь я под особым наблюдением. Учебники я прячу у Рафаэля.

— Вы единственные, кто учится подобным образом?

— Мой младший брат начал тоже интересоваться изучением базовых предметов. Он пытался взять у сестры ее учебник английского языка. Но отец увидел это, и разразился скандал. Я часто прошу помощи у сестры, если не понимаю чего-либо (она учит английский в школе), но боюсь, чтобы об этом не узнали родители.

***

Абсурд заключается в том, что в то время, как их секулярные сверстники делают все, чтобы увильнуть от школьных занятий, Хаим, Исраэль и Рафаэль прячутся во время перемен в йешиве, чтобы тайно учить грамматику и новые английские слова.

В ходе дискуссии вокруг вопроса изучения основных дисциплин в ультраортодоксальной системе образования доминируют два подхода: секулярное общество настаивает на введении уроков математики и английского в ультраортодоксальных школах — еще и для того, чтобы харедим могли быть интегрированы израильским рынком труда. В западном обществе в XXI веке человек, не владеющий английским языком, не умеющий пользоваться компьютером на базовом уровне, не может нормально функционировать.

Второй подход характерен для лидеров ультраортодоксального сектора, выступающих против изучения базовых предметов. С их точки зрения подобного рода интеллектуальная «инвалидность», ведущая к неспособности людей адаптироваться к современной жизни,  является приемлемой ценой за сохранение общинной идентичности своего сектора. Они боятся, что харедим будут интегрированы секулярным обществом.

При этом есть еще один голос, который замалчивается ультраортодоксальным обществом  и который не слышат светские граждане. Это голос Хаима, Исраэля, Рафаэля — молодых харедим, которые хотят оставаться частью своей общины, но при этом быть профессионалами и достойно содержать себя и свои семьи.

Бар Белицки, «Свободный Израиль»