Как евреи Городка бывшую крепость под кладбище выкупили

На территории некрополя 

Этот материал — своеобразный постскриптум к двум «кладбищенским» публикациям в «Хадашот». Первая посвящена селу Купин — автор доказывал, что местное еврейское кладбище XVIII века расположено на… территории средневековой крепости. Во второй публикации я рассказывал о первой «краеведческой экспедиции» в семилетнем возрасте, когда в безуспешных поисках гипотетического замка набрел на еврейское кладбище в родном Городке.

Каждый имеет право на ошибку, даже на две. Первый раз я ошибся, утверждая, что кладбище в Купине — единственный еврейский «крепостной» некрополь в Украине. Во втором случае  замок на месте еврейского кладбища в Городке таки был, причем его следы и сегодня просматриваются! Вот только до сих пор на это никто не обращал внимания.

Ради справедливости — в Городке с укреплениями и так перебор. На его северо-западной окраине некогда возвышался феодальный замок, а в историческом центре стояла мощная крепость, от которой сохранились три линии валов и основание одной из башен.

Недавно автор решил еще раз прогуляться этими валами. За процессом с явным интересом наблюдала пасшая коз старушка лет восьмидесяти.  Процесс лазанья по склонам выглядел крайне подозрительно, поэтому в итоге она поинтересовалась причинами столь неадекватного поведения. Услышав ответ, удивилась: «Тю! Так крєпость ж не тут була, а де зараз єврейське окописько! Менi дiд  розповiдав — стояла там колись крєпость, люди там ховалися, коли татари приходили. А якось прийшли татари та взяли ту крєпость, людей посiкли, а саму її поруйнували.  З тих пiр там нiхто нiчого не будував. Потому євреї то мiсце викупили собi пiд цвинтар».

С точки зрения фортификации эта территория действительно оптимальное место для Городоцкого замка. С юга — очень глубокий овраг, с севера — неприятная для штурмующих балка, с востока — высокий и крутой склон долины Смотрича. Но смущало то, что на картах первой половины XVII века замок изображен чуть западнее, что подтверждалось и расположенными там валами. В итоге еврейское кладбище было вычеркнуто из потенциального «крепостного» списка — третий замок на не самый значительный на Подолье городок (здесь с маленькой буквы) — явный перебор.

Ров внутреннего периметра с захоронениями первой половины XVIII века

Повторное исследование многократно изученного киркута показало следующее:

1. По периметру некрополя просматриваются следы мощных валов, никакого отношения к структуре кладбища не имеющих. В частности, между первой и второй их линиями хорошо просматривается ров (окоп), которым евреи традиционно окапывали свои кладбища — отсюда их украинское название «окопысько». Этот ров в разы уже и мельче старых рвов на территории самого кладбища. 

2. Со стороны оврага имеется естественный  выступ-«полуостров», верхняя часть которого выровнена явно искусственно.

3. Следы старой дороги значительно шире, чем это нужно для тропы на кладбище, а вот для дороги к крепости — в самый раз. Это важный показатель — для ее создания понадобились немалые усилия — просто так «фронт работ» никто бы не расширял.

4. Территория самого кладбища также покрыта валами и рвами. В первую очередь бросается в глаза ров и вал, образующие замкнутый прямоугольный периметр приблизительно 25х35 м.

Указанный периметр, а также примыкающий к нему с запада еще один ров не относятся к кладбищенской структуре. Надгробия первой половины XVIII века не только подходят к самому периметру, но и находятся прямо в его рву, а надгробия второй половины того же века расположены не только внутри периметра, но и на север и на запад от него, в том числе и в упомянутых рвах. То есть, это явно не элемент кладбищенской ограды. Более того, всё указывает, что периметр появился задолго до создания кладбища...

Данный периметр, очевидно, представляет собой внутреннюю цитадель — убежище последнего шанса.

Валы внутреннего периметра

С большой долей вероятности можно предположить, что в начале XVIII века еврейская община выкупила территорию разрушенного и уже не используемого укрепления из-за его дешевизны. Не исключено, что кроме валов и рвов эту территорию тогда «украшали» еще и остатки вкопанных в землю обгоревших бревен. Естественно, что ни строить, ни пахать здесь никто не хотел.

Исходя из того, что на карте Гийома де Боплана 1637-1638 годов это укрепление уже отсутствует, можно сделать вывод, что крепость уничтожили во время большого нашествия крымцев в 1550 году, когда татары практически полностью уничтожили весь Городок. Позже крепость отстроили, но уже на новом месте. Довольно распространенная практика в те времена — часто строить на новом месте гораздо проще, чем на руинах.

Не исключено, что в крепости Городка погибли и евреи. Во всяком случае, в соседнем Сатанове в то время уже существовала довольно большая община.

 

Дмитрий Полюхович, специально для «Хадашот»