Кадиш сироты

Им не повезло дважды. Сначала — мученическая смерть, потом — забвение. Оно и не мудрено — после Холокоста, унесшего миллионы, трагедия сотен и даже тысяч соплеменников отошла на второй план. 
"Киевский погром", худ. И-Б. Рыбак, 1919   

И все-таки странно, что за 25 лет независимой еврейской жизни (благо, архивы открыты) никто не удосужился вернуть имена евреев, ставших жертвами антисемитского насилия, сопровождавшего частую смену власти в революционном Киеве, — с 1917 по 1920 год киевлянине пережили 16 (!) смен власти.  Никто, кроме историка и журналиста Сергея Вейгмана, который без всяких грантов и поддержки со стороны еврейских организаций, перелопатил в Центральном историческом архиве Украины несколько десятков толстенных томов, выудив данные практически обо всех погибших в городе евреях и сведя эту информацию в единую книгу-мартиролог. «В большинстве случаев моя подпись оказывалась первой в листе использования того или иного дела», — признается Сергей.

 

Почему была написана эта книга

Я не ставил задачу досконально исследовать причины еврейских погромов в Киеве (тем более, что они примерно те же, что и в других городах бывшей Империи) либо непременно доказать, что «те убивали больше, чем эти». Смерть каждого человека это колоссальная трагедия. И если гибель солдата на поле боя можно объяснить следствием осознанного выбора как, например, в случае с двумя младшими фейерверкерами (унтер-офицерами) бронепоезда армии УНР «Вільна Україна» Исидором Троцким и Александром Жуком, которые были убиты в бою с красными на станции Макошино 6 января 1918 года и похоронены в Киеве три дня спустя, то насильственная смерть 10-летнего ребенка или женщины, которые оказались «виноваты» лишь тем, что были евреями, либо стали случайными жертвами варварского обстрела города из тяжелых орудий, объяснению не поддается. В огне революций, войн, эмиграции имена жертв нередко были забыты, хотя каждое из них является частью истории еврейского народа и частицей семейной истории тех, кто смог спастись. Вернуть, восстановить утраченное вот основная причина, побудившая меня написать эту книгу.

 

«Власть меняется!»: хронология еврейских погромов 1917-1919 гг.

Большая часть 1917 года прошла для еврейской общины Киева на удивление спокойно. И хотя в конце декабря в метрических книгах появились первые записи о евреях, умерших от огнестрельных ранений, эти случаи единичны, разрозненны и свидетельствуют о том, что речь идет о жертвах обычного бандитизма.

Первые месяцы 1918 года стали для киевских евреев кровавым кошмаром. И хотя происходившие в городе события в равной степени касались как людей с фамилиями типа Рабинович, так и киевлян с фамилиями типа Иванов или Ковальчук, это мало кого успокаивало. Начавшееся 16 января вооруженное противостояние Центральной Рады и большевиков резко увеличивает количество жертв именно тогда в метрических книгах впервые появляются резолюции «убит во время гражданской войны украинцев с большевиками», а с 22 января Киев начинают обстреливать из тяжелых орудий подошедшие с севера части большевиков под командованием Муравьева, отчего количество жертв среди мирного населения снова растет.

После того, как войска Центральной Рады оставили Киев (это произошло 26-27 января) и его заняли войска Муравьева, ситуация не улучшилась в городе начался красный террор и невиданные до тех пор грабежи. Несколько тысяч «буржуев», военных, интеллигентов были расстреляны без суда и следствия. Среди них было немало евреев студентов, купцов, да и просто случайных людей, которых убили с целью грабежа. Кроме этого, в киевских больницах продолжали умирать те, кого зацепило шальной пулей или осколком снаряда во время осады и городских боев. Тогда же были убиты председатель Всероссийского Союза евреев-воинов прапорщик Иона Гоголь и секретарь союза, георгиевский кавалер Лейзер Боярский. Иногда приходится читать, что они погибли 20 января 1918 года от рук «вольных казаков», которых возглавлял комендант Киева Михаил Ковенко, однако согласно записям в метрической книге Гоголь и Боярский были убиты 27 января, когда украинских частей в Киеве уже практически не было, а оставшиеся с боями пытались выбраться из города и евреи их не интересовали.

Большевики продержались в Киеве чуть больше месяца 1 марта в город вошли немецкие войска и части армии Украинской Народной Республики. Последние не забыли своих боев с киевской Красной гвардией, в которой было достаточно много евреев, и начали вымещать злость на тех евреях, которые попадались под руку, включая 16-летних мальчишек и солидных купцов, которым перевалило за 50. Эти эксцессы закончились тем, что замешанные в погромах части были отправлены на фронт, и в конце марта киевские евреи перестали умирать от огнестрельных ран и сабельных ударов. К тому же в марте-апреле 1918-го еврейский погром еще не стал неотъемлемой частью повседневной жизни Украины это произошло только в конце года, после восстания Директории.

29 апреля 1918 года власть в Киеве сменилась в очередной раз в результате государственного переворота страну возглавил бывший генерал-лейтенант русской службы и генерал-адъютант Николая II Павел Скоропадский, ставший первым и единственным гетманом Украины в XX веке. Его правление было недолгим, однако у киевлян и киевской еврейской общины есть все основания вспоминать его имя с признательностью на протяжении почти всех семи с половиной месяцев правления Скоропадского Киев оставался очагом спокойствия и стабильности.

14 декабря 1918 года на смену гетману пришла Директория УНР. Это не сулило евреям ничего хорошего в Армии УНР преобладали антисемитские настроения. Неудивительно, что после 14 декабря еврейская община Киева уже не чувствовала себя в безопасности, а в метрических книгах снова начинают появляться сведения об убитых, как правило, во время грабежей. Классические «диагнозы» того времени, отраженные в метрических книгах, выглядят так: «умер от падения с балкона 6-го этажа усадьбы № 131 по М.Благовещенской улице, спасаясь от бандитов», или «убит днем при ограблении вооруженными солдатами».

1919 год принес Киеву рекордное количество смен власти, а еврейской общине города неисчислимые страдания и огромное количество жертв. Сначала Киев оставили войска Директории, в ночь с 5 на 6 февраля город заняла Красная армия, а следом за ней пришла печально известная Чрезвычайная Комиссия, которая сразу же занялась уничтожением всех настоящих и мнимых сторонников предыдущих властей. В результате в метрических книгах впервые появились записи с пометкой «расстрелян», а количество евреев, убитых с целью грабежа, превысило аналогичные «достижения» времен Директории.

10 апреля в Киев ворвался отряд атамана Струка, захвативший Куреневку, Подол и часть городского центра. Результатом этого «визита» стал еврейский погром, жертв которого хоронили в течение четырех дней вплоть до 13 апреля. К счастью, атаман пробыл в Киеве всего один день, и уже 11 апреля отступил, не вступая в затяжные бои с карательной экспедицией красных. Отметим, что базировался Струк в Чернобыльском уезде, где также прославился погромами, во время которых евреев часто топили в Днепре. Впоследствии тела этих несчастных нередко вылавливали в Киеве, регистрируя в еврейских метрических книгах как «неизвестных евреев» утопленников или утопленниц.

После восстановления status quo красный террор усилился равно как и количество насильственных смертей среди еврейского населения. И хотя принято считать, что при большевиках евреям жилось легко, светло и весело (мол, это же евреи, гады, работали в ЧК и советских органах), метрические книги эти стереотипы опровергают по неполным данным, с 6 февраля до 29 августа в Киеве зарегистрирована насильственная смерть более 150 евреев. Справедливости ради нужно сказать, что некоторые из них были убиты в окрестных городах и похоронены в Киеве, а некоторых выловили в Днепре. В любом случае столь мрачной статистики в Киеве не было ни во время вступления в город гайдамаков и сичевиков Центральной Рады, ни при власти Директории. При этом в отчетный период в метрических книгах регистраторы практически перестали указывать причины смерти, ограничиваясь кратким «убит» или «умер» очевидно, обнародовать истинную причину смерти стало небезопасно.  В то же время в течение одного дня нередко регистрировали троих, четверых, а то и пятерых «умерших» в возрасте от 18 до 30 лет. Поскольку я изучал метрические книги более раннего периода, могу с уверенностью сказать, что до войны в Киеве такой систематически высокой групповой смертности молодых людей без указания причин не наблюдалось.

Впрочем, самые страшные испытания ожидали еврейскую общину Киева в сентябре декабре 1919 года, когда власть в городе стала меняться с быстротой калейдоскопа. Так, 31 августа в город одновременно вошли части Добровольческой армии и войска УНР. В конце концов, Киев остался за белыми, которые вместе с христианским населением устроили самый страшный и кровопролитный еврейский погром в отместку за «жидовских комиссаров» и «чрезвычайки». Как водится, в основном пострадали невинные и совершенно аполитичные киевские обыватели. Кроме этого, было убито несколько десятков бойцов еврейской самообороны. После этого город надолго погрузился в хаос, а грабежи и убийства евреев стали будничным повседневным явлением командование белых не могло с этим ничего поделать, да и не очень хотело. Правда, 14 октября город ненадолго заняли красные, а именно 44-я дивизия Ионы Якира (снова грабежи и погромы). Впрочем, уже 17 октября красных выбили из города, и евреев снова начали убивать как белые, так и бандиты (назвать их солдатами я не могу) из отряда атамана Струка, который в трудный момент перешел на сторону деникинцев.  

Белые продержались в Киеве всего два месяца: в ночь на 16 декабря в Киев ворвались части Красной армии. К концу дня, после длительных уличных боев, город снова стал советским и сохранил этот статус вплоть до мая 1920 года, когда в Киев вступили части Войска Польского и 6-я Стрелецкая дивизия Армии УНР. Через месяц они покинули город из-за угрозы окружения Красной армией…

 

Хотелось бы всех поименно назвать

По неполным данным метрических книг, в 1917-1919 гг, а также в течение первых недель января 1920 года в Киеве была достоверно зафиксирована насильственная смерть 662 евреев (да будет память о них благословенна!), и я рекомендую читателю запомнить это число. Правда, несколько десятков из этих людей были убиты в окрестных местечках и селах, а впоследствии похоронены в столице, но общей картины это не меняет. 

С полным поименным списком жертв вы можете ознакомиться на  нашем сайте hadashot.kiev.ua/node/390

Сергей Вейгман, специально для «Хадашот»