Израильская школа гробит «нацию стартапов»

Несмотря на то, что еврейское государство в целом называют «нацией стартапов», средний израильтянин обладает довольно скудным набором базовых навыков. И технологический сектор начинает это ощущать.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) регулярно оценивает навыки детей и взрослых. Картину, отражающую результаты этих тестов в Израиле, можно определить одним словом, — посредственность.

В последнем экзамене PISA (международная программа оценивания достижений учащихся) 15-летние израильтяне показали худшие результаты, чем их сверстники в большинстве стран. В сфере науки они получили 467 против 493 в среднем по ОЭСР. В чтении — 479 против 493, в математике — 470 против 490.

Не блещут и взрослые. В PIAAC — аналогичном исследовании ОЭСР для граждан 16 — 65 лет, только 8,5% израильтян оказались на первом и втором уровнях грамотности по сравнению с 10,6% в среднем по странам — членам ОЭСР. По навыкам счета только 10,3% показали результаты 4 и 5 уровней по сравнению со средним показателем по ОЭСР — 11,2%. Около трети израильтян не обладают навыками решения проблем в сфере, которая в исследовании названа «высокотехнологичной средой», требующей базовых навыков работы на компьютере (в ОЭСР этот показатель составляет 28,9%).

Дело в том, что нобелевские премии, полученные израильтянами, и успешные стартапы относятся к достижениям интеллектуальной элиты. При этом в технологической сфере занято лишь около 8% рабочей силы. Для остальной экономики характерно совсем другое: неконкурентоспособность на мировых рынках и технологическое отставание. Производительность труда достаточно низкая, за исключением технологического сектора и некоторых других отраслей, ориентированных на экспорт.

Израильтяне плохо выполняют функции, требующие сложных навыков, и во многом виной тому — школьное образование. Дисциплина в школах низкая, классы переполнены, учебные программы разработаны плохо, профессия учителя не пользуется авторитетом.

Неудивительно, что хуже всего положение в арабском и ультраортодоксальном секторах.  Арабские школы являются худшими в стране, в то время как харедим вообще не утруждают себя обучением основным навыкам. Вопреки мифу, бытующему в этой среде, изучение Талмуда не способствует развитию умственных способностей, которые могли бы облегчить изучение алгебры или английского языка. Все это приводит к болезненным последствиям для израильской экономики.

На основе данных PIAAC Гилад Бранд пришел к выводу, что 60% израильской интеллектуальной элиты заняты в сфере хайтека. Разрыв в навыках между ними и остальным Израилем огромен. Лишь 4% трудоспособного населения Израиля, не занятого на сегодняшний день в сфере технологий, потенциально могут присоединиться к этой отрасли.

На самом деле, резерв высококвалифицированной рабочей силы еще меньше, поскольку многие из потенциальных кандидатов работают на хорошо оплачиваемой работе и не собираются ее менять.

В ближайшее время нация стартапов столкнется с существенной нехваткой инженеров. Нехватка высококвалифицированной рабочей силы уже привела к сокращению числа стартапов в Израиле — их закрывается в два раза больше, чем в прошлые годы.

Проблема заключается не только в стартапах. Если Израиль собирается обеспечить себе устойчивый экономический рост, снизить уровень бедности и социального неравенства, он должен стать домом для нетехнических отраслей промышленности, способных конкурировать на мировом рынке. Для этого нужны люди, которые знают, как продавать продукт и управлять центром логистики. И таких людей у нас тоже не хватает.

 

Давид Розенберг, «Гаарец»