Студия "Лимонад" он-лайн
Программа работы студии включает проведение он-лайн лекций, презентаций, концертов и интервью.
Исраэлс vs Шац. Найдите десять отличий
Эта история случилась более ста лет назад, получив неожиданное продолжение уже в наши дни.
Все началось с Бориса Ильича, а точнее, Шломо Залман-Бера, более известного, как Барух по фамилии Шац, родившегося в 1866 году в крошечном городке Ворно, что неподалеку от Каунаса. Как и положено хорошему еврею, Залман-Бер поучился в вильнюсской иешиве. Там, к слову, он и сдружился с группой «Ховевей Цион» или, как их еще называли, — палестинофилов, то есть, сионистов, чьи идеи запали молодому Шацу глубоко в сердце.
Затем, однако, природная тяга к искусству привела нашего героя в Париж, где он поступил в Академию живописи знаменитого художника Фернана Кормона и мастерскую не менее прославленного скульптора Марка Антокольского, став впоследствии даже его помощником. А в 1895 году 28-летний Шац получил должность придворного художника болгарского царя Фердинанда, вскоре возглавив Болгарскую национальную художественную академию.
Блестящая карьера при дворе болгарского монарха, казалось, была ему обеспечена. Но страшный кишиневский погром 1903 года возвратил Шаца к проблемам собственного народа и интересу к идеям Теодора Герцля и давних друзей — палестинофилов.
Впрочем, и от своего призвания Шац отказываться не собирался. Поэтому, спустя два года, на 7-м Сионистском конгрессе в Базеле он призвал основать в Палестине, то есть, Земле Израиля, бывшей на тот момент провинцией Османской империи, художественную школу, где молодое поколение евреев могло бы обучаться всем видам изящных и прикладных искусств.
На следующий год он сам прибыл в Иерусалим, где открыл Школу искусства и ремесел, назвав ее «Бецалель» — в честь библейского мастера, создателя ковчега Завета. При школе стараниями Шаца был также создан музей.
Джамаль-паша посещает школу «Бецалель» |
Борис Шац за работой |
Это было удивительное собрание всего, что, по мнению Баруха Шаца, имело отношение к еврейской истории. Чучела животных, населявших страну, окаменевшие раковины ископаемых моллюсков, кресло, на котором сидел Теодор Герцль, и прочая, и прочая.
Многие знакомые Шаца и просто воодушевленные его энтузиазмом охотно дарили музею всевозможные вещи и произведения искусства. Так, в 1909 году, за два года до своей смерти, выдающийся голландский живописец, глава Гаагской школы живописи, считавшийся Рембрандтом своего времени, а по совместительству богобоязненный еврей Йосеф Исраэлс подарил своему юному другу Шацу автопортрет, ставший жемчужиной эклектичной коллекции необыкновенного музея.
Беда нагрянула 6 лет спустя. Зимой 1915 года, в разгар Первой мировой войны, накануне турецкого наступления на британские позиции возле Суэцкого канала в свой штаб, расположенный на Масличной горе в Иерусалиме, прибыл Ахмед Джамаль-паша. Командующий четвертой турецкой армией и властитель всего Леванта Джамаль-паша, известный своей решительностью и жестокостью, считал сионизм энергичным, деятельным, но антитурецким, революционным и потому опасным движением. Вскоре после его приезда три десятка наиболее активных сионистов, в том числе Давид Бен-Гурион, Ицхак Бен-Цви, Йехошуа Ханкин, Исраэль Шохат и его супруга Маня Вильбушевич, были арестованы, а представитель Всемирной сионистской организации в Земле Израиля Артур Руппин и вовсе выслан в Константинополь. Безжалостно подавляя любые проявления нелояльности к турецкой власти, Джамаль-паша к середине 1916 года заслужил у арабов прозвище «ас-саффах» («кровавый»).
В том же году он нанес визит в «Бецалель», заодно познакомившись и с экспозицией музея. Среди всего разнообразия глаз всемогущего правителя отметил автопортрет выдающегося голландского художника.
Неизвестно был ли это он сам или кто-то из окружения подсуетился, но только после его визита испуганному Шацу было разъяснено, что за автопортретом Исраэлса, изымаемому в качестве подарка для Джамаль-паши, зайдут завтра.
«Бецалель», 1909
Барух Шац был потрясен и расстроен. Перечить главе империи он, конечно, не думал, но отдавать автопортрет…. Шац встал у мольберта и… как гласит городская легенда, за одну ночь создал точную копию картины.
Вот только ни сам Джамаль-паша, ни его слуги так за автопортретом и не пришли. Дела на синайском фронте складывались все хуже и хуже. Очевидно, турецкому владыке стало не до картины. А вскоре и сама Османская империя, перестав существовать, уступила Землю Израиля уже другой империи — Британской.
Шли годы. Умер Барух Шац, возникло государство Израиль. А обе картины — настоящий автопортрет Исраэлса и подделка Шаца мирно висели в музее «Бецалеля» до середины 60-х годов XX века.
Наконец, в 1965 году, на базе коллекции музея «Бецалеля», в столице был создан Национальный музей Израиля. Автопортрет, естественно, стал его экспонатом, а картина Шаца досталась его потомкам.
Прошло еще почти полвека, и курьезную историю спасения картины от грозного Джамаль-паши успели окончательно забыть. В 2010 году наследники Шаца, обнаружив у себя, как они были уверены, автопортрет знаменитого голландского живописца Исраэлса, решили продать картину на аукционе «Сотбис».
Вот только эксперты всемирно известного аукциона были людьми грамотными и стали интересоваться, каким образом известный автопортрет, украшающий экспозицию Национального музея Израиля, может быть продан частными лицами.
Начались проверки, и вскоре вся удивительная история, наконец, разъяснилась.
А недавно обе картины, вновь воссоединившись, были выставлены в рамках экспозиции, посвященной подделкам и фальшивкам в живописи, проходившей в тель-авивском музее искусства.
Александр Непомнящий, mjcc.ru