Студия "Лимонад" он-лайн
Программа работы студии включает проведение он-лайн лекций, презентаций, концертов и интервью.
«Игры с цифрами: потери еврейского населения во время восстания Хмельницкого» — так называлась публичная лекция профессора Еврейского университета в Иерусалиме Шауля Штампфера, приглашенного с мини-курсом о евреях Восточной Европы на Магистерскую программу по иудаике в НаУКМА. — Профессор, зловещая роль восстания Хмельницкого в истории украино-еврейских отношений огромна. Его влияние на коллективную память украинских евреев трудно переоценить, недаром в память о жертвах Хмельниччины были установлены специальные посты. Катастрофу, пережитую евреями в этот период, сравнивали с разрушением третьего Храма. Можем ли мы сегодня, по прошествии 365 лет, отделить мифы от реально происходивших в те годы событий? |
— Разумеется, мы не можем знать достоверно, что именно произошло 300 или даже 30 лет назад. С местными евреями заключались договоры, но, несмотря на это, по стране прокатилось множество погромов, однако было бы ошибкой считать уничтожение евреев одной из главных целей Хмельницкого. Он боролся за освобождение украинского народа, еврейский вопрос был сугубо периферийным. Тем не менее антиеврейская направленность восстания — давно устоявшаяся гипотеза.
— Цитата из еврейской хроники: «Убийства сопровождались варварскими истязаниями: сдирали с живых кожу, распиливали пополам, забивали до смерти палками, жарили на углях, обливали кипятком; не было пощады и грудным младенцам, их резали на руках матерей, разрывая на части, как рыб. Самое ужасное остервенение вызывал народ к евреям: они осуждены были на конечное истребление, всякая жалость к ним считалась изменой. Свитки Закона были извлекаемы из синагог: казаки плясали на них и пили водку, потом клали на них евреев и резали без милосердия».
Средневековая Европа была известна своей жестокостью вообще и по отношению к евреям, в частности. И все-таки: где-либо еще была зафиксирована подобная бесчеловечность, сопровождавшая погромы?
— Хроники в качестве источников очень проблематичны. Во-первых, их нельзя понять вне контекста. Во-вторых, на каком основании авторы приводили те или иные цифры? Были возможности для спасения, есть сведения о множестве беженцев, часть из которых после восстания вернулись в Украину. Цифры, которые фигурируют в хрониках, — невероятны. Как можно писать о 100 000 жертв? Такое количество евреев просто не обустроилось бы в тогдашней Украине, города были крохотные. Если в том или ином местечке пострадало, условно говоря, 100 человек, то автор часто писал о 1000 жертв — это выглядело гораздо эффектнее в хронике, тем более, что таким образом собирались пожертвования для беженцев. По моим оценкам можно говорить о 10 тыс. погибших — это примерно четверть еврейского населения Украины того времени.
Да, мы говорим о жестокой эпохе, но, в принципе, евреи жили бок о бок со своими соседями много лет. Но люди не пишут книги о том, что жизнь идет своим чередом, — это скучно. Хроники создаются о войне и катастрофах.
Что касается еврейских общин Западной Европы, то у них после погромов, вызванных эпидемией чумы, просто не было своего Натана Ганновера (еврейский проповедник и летописец, — прим. ред.) иначе мы узнали бы много подробностей.
— Спустя некоторое время после восстания Хмельницкого в украинском фольклоре появились произведения эпического жанра («думы»), демонизирующие евреев. И вот мы уже встречаем еврея, едва ли не силой загоняющего казака в шинок или хранящего у себя ключи от церкви, то есть мифы, не имевшие никакого отношения к реальности. Тем не менее эти мифы активно используют идеологи украинского национального движения, тот же Костомаров или Шевченко. Что это — попытка задним числом оправдать жестокость Хмельниччины или один из необходимых элементов «создания нации», нуждающейся в образе врага?
— Я не специалист по фольклору. Но, и это, наверное, странно слышать от историка, думаю, что главное для человечества — это умение забывать. Помнить ВСЕ и жить прошлым — опасно. Если бы женщины не забывали о родовых муках, мир бы вымер. Необходимо знать о том, что произошло, но сказать себе: что было — было. Вопрос — что дальше? В Йом Кипур мы обращаемся к Всевышнему с просьбой простить нас и позволить начать новый жизненный цикл с нуля. Надо попросить, чтобы Он позволил сделать это и другим. Чтобы построить будущее, необходимо забыть что-то из прошлого. Безусловно, речь идет о страшной странице нашей истории, но она перевернута.
Беседовал Александр Файнштейн