Геймеры помогли оснастить израильский чудо-танк

Танк Carmel

В ближайшие годы на смену основной боевой машине ЦАХАЛа — Merkava Mk. IV — придет танк следующего поколения — Carmel, который разрабатывается уже несколько лет.
К нему вполне применима избитая фраза «оружие будущего», учитывая широкое использование технологии искусственного интеллекта. Собственно, это не блажь, а необходимость, учитывая, что корпус танка абсолютно герметичный, два экрана обеспечивают панорамный вид в 360 градусов, на них же выводится вся необходимая экипажу информация, а управление машиной напоминает компьютерную игру.

Не случайно, центральный элемент этой схемы — Microsoft Xbox, знакомый миллионам подростков по игровым приставкам и видеоиграм. И здесь начинается самое интересное.  К разработке Carmel,  — пишут авторы материала в Washington Post, — инженеры привлекли подростков-геймеров. Те раскритиковали версию, изначально оснащенную современным струйным джойстиком, и предложили другой вариант, предполагающий управление оружейной платформой двумя джойстиками для видеоигр.

Как отметил генеральный менеджер подразделения робототехнических систем Israel Aerospace Industries (IAI) Меир Шабтай, в соответствии с пожеланиями тинейджеров была разработана вся система. В качестве примера он приводит предусмотренную возможность держать контроллер на коленях вместо использования фиксированных элементов управления.

Идут испытания контроллера Xbox. Фото: IAI

Полковник Уди Цур в беседе с Washington Post заявил, что убедился в преимуществе оптимизации технологий для новобранцев, когда его бригаде презентовали новую технологию управления и контроля. «Не скажу, что им потребовалось четыре минуты, но максимум четыре часа, — говорит Цур. — Они гораздо более склонны к экспериментам и гораздо меньше боятся технологий… Это не совсем то же самое, что играть в Fortnite (популярная видеогра, — прим. ред.), но что-то в этом роде и… они мгновенно доводят свои навыки до оперативной эффективности. Если честно, я не думал, что это можно сделать так быстро».

Шабтай объясняет это тем, что молодые солдаты «точно знают положение этих кнопок, и с этой системой они могут добиться гораздо лучших результатов».

IAI также использовала в новой системе дизайн видеоигр, задействовав знакомые значки и макеты для отображения данных. На экраны выводится большая часть той же информации, которую можно найти во время игры в Fortnite или Apex Legends, включая карту, список складов боеприпасов и список доступного оружия. С одним отличием — здесь экран отображает реальность — с живыми целями и реальным оружием.

Функциональность видеоигр в модели IAI реализована не только в пользовательском интерфейсе. Боевая машина, предназначенная для действий в городских условиях, оснащена искусственным интеллектом, «воспитанном» в основном с помощью игры «StarCraft II» и интегрированного в танк с помощью игрового движка Unity.

Сцена боя из «StarCraft II»

Искусственный интеллект (ИИ), победивший профессионального игрока в «StarCraft», был создан компанией DeepMind Technologies. Представители компании считают «StarCraft II» идеальным тренером искусственного интеллекта из-за постоянно меняющихся конкурентных ситуаций в реальном времени, длительности матчей, неполной информации для игроков и огромного игрового пространства с сотнями переменных. По словам 44-летнего Моше Бейтеля, возглавляющего группу разработчиков алгоритмов, система искусственного интеллекта для Carmel была обучена с использованием тысяч сценариев. Для этого команда пристально изучила «StarCraft II» и ряд других игр, таких, как «Doom», чтобы научить ИИ различным стратегиям навигации, обнаружения целей, выбора оружия и другим автономным возможностям.

Бейтель заявил, что спустя всего две недели его боты работали на 20-30% лучше, чем люди, выясняя, как добраться из точки А в точку Б, сражаясь с несколькими врагами. В данном случае «лучше» означает добраться до конечной точки без травм. Алгоритм для бронетранспортера работает на программном движке Unity, который используются в таких играх, как «Hearthstone», «Monument Valley» и «Cuphead».

Хотя Carmel способен функционировать в полностью автономном режиме, автоматически захватывать цель и выбирать оружие, без операторов (язык не поворачивается назвать их водителями) танку не обойтись.  Как подчеркивается в заявлении Министерства обороны Израиля, танк отражает новую концепцию бронетехники, построенную вокруг экипажа из двух человек, кабина похожа на кабину реактивного истребителя, а гибридная двигательная установка и автономные возможности таковы, что «солдаты должны лишь  принимать решения, которые машина не может (пока) принимать сама».