Студия "Лимонад" он-лайн
Программа работы студии включает проведение он-лайн лекций, презентаций, концертов и интервью.
Новая правящая коалиция Израиля создана за 2,5 часа до истечения срока, отведенного для этого законом. Не вышел ли процесс ее формирования за рамки допустимого цинизма? |
Какие последствия будет иметь битва за портфели, развернувшаяся в правящем блоке «Ликуд» в последний день перед приведением нового правительства к присяге и во многом продолжающаяся и сегодня? И насколько работоспособен такой разношерстный кабинет министров? Ситуацию комментирует для «Хадашот» известный израильский политолог, проф. Университета Ариэль, д-р Зеэв Ханин.
Отдавая должное цинизму израильской политики (которая в Израиле, впрочем, не циничнее, чем в любой другой западной стране), можно сказать, что лучше официальная покупка коалиционных партнеров за министерские портфели, чем неофициальная коррупция, которая в конечном итоге обходится обществу еще дороже. Поэтому выбор между манипуляциями в стиле кашер, аваль масриах («кошерно, но воняет») и бесконечными досрочными выборами — это вопрос вкуса. При этом надо помнить, что в последние десятилетия правящая партия является меньшинством в любой коалиции. Нынешняя ситуация не исключение — «Ликуд» был вынужден приобретать коалиционных партнеров, делясь с ними жирными кусками бюджетного и прочих пирогов, поскольку (в отличие, скажем, от Великобритании) сформировать правительство на своих условиях победители не могут. К тому же, чем уже коалиция (а сегодня она максимально узка и состоит из 61 депутата, 59 пребывают в оппозиции), тем дороже стоит каждый коалиционный партнер, что и обусловило цинизм коалиционных торгов.
Что касается ситуации в самом «Ликуде», то важно понимать, что в нашей модели парламентской демократии правительство, состоящее из депутатов, будучи формально «самой сильной комиссией» Кнессета и подотчетной ему, на самом деле является гораздо более сильным центром власти. Поэтому для депутата при таком разделении властей естественно стремление перейти в «первую лигу», добиваясь поста министра, а не остаться «просто депутатом». Тем более, что на глазах ликудников каждый коалиционный партнер получил почти все, что хотел, после чего члены крупнейшей фракции в Кнессете стали требовать свою долю. Немаловажно и то, что для Нетаниягу это, видимо, последняя каденция на посту премьера, поэтому уже сейчас выстраивается очередь его наследников. А чем тяжелее портфель у министра, тем больше у него возможностей укрепить собственный политический лагерь и с его помощью стать во главе «Ликуда», а там и во главе правительства.
Говоря о жизнеспособности нынешней коалиции, напомню, что подобные прецеденты в израильской истории были — Ицхака Рабина, например, поддерживали даже меньше половины депутатов Кнессета, при этом он заключил Соглашения Осло, получив внешнюю поддержку арабских фракций. Такая узкая коалиция была и у Ариэля Шарона, которому удалось провести размежевание. Союзы такого рода могут функционировать либо в режиме чрезвычайного положения, либо для реализации одного проекта, либо как коалиция выживания. Но такая коалиция не может проводить широкомасштабные реформы, а эти выборы проходили под лозунгом реформ — радикального снижения цен, решения жилищной проблемы и т.д. Но для принятия важных законов у Нетаниягу слишком неустойчивое большинство, грубо говоря, ни один из депутатов коалиции не имеет права заболеть, уехать за границу или отлучиться в туалет во время важного голосования. Кроме того, реформы, обещанные разными партиями своим избирателям, просто противоречат друг другу. Например, лидер «Кулану» — рыночник Моше Кахлон — требует либеральных реформ, а ультраортодоксы, получившие колоссальный ресурс, выступают за совсем иное распределение бюджета. «Еврейский дом» и харедим придерживаются полярных позиций в отношении обязательного призыва и иных гражданских вопросов и т.д.
Линий раскола и подводных камней в этой коалиции чрезвычайно много — она может взорваться изнутри в любой момент, поэтому большинство экспертов сходятся во мнении, что либо нас ждут новые выборы, либо Биньямин Нетаниягу переформирует и расширит свое правительство. Все зависит от того, насколько долго премьер-министр сможет сохранить геостратегический статус-кво между рекой Иордан и Средиземным морем. Если в 2009-м и 2013-м годах он возглавлял кабинет министров, который мог выдерживать внешнее давление, то сегодня это не так. Увеличив представительство «Ликуда» в Кнессете с 18 до 30 мандатов, Нетаниягу парадоксальным образом получил правительство намного слабее предыдущего. Поэтому есть немало комментаторов, предсказывающих, что премьер может уйти влево. Для чего он попробует ввести в коалицию «Сионистский лагерь», параллельно пытаясь расколоть оппозиционные партии, прежде всего «Еш атид» и «Наш дом — Израиль», в отношении которого такие попытки уже предпринимаются. Меньше шансов на то, что Нетаниягу на каком-то этапе взвесит возможность ввести в правительство «Еш атид» и «Наш дом — Израиль», выведя оттуда ШАС и «Еврейский дом». Но в израильской политике все возможно.