61:59. Но корабль плывет

Новая правящая коалиция Израиля создана за 2,5 часа до истечения срока, отведенного для этого законом. Не вышел ли процесс ее формирования за рамки допустимого цинизма? 

Какие последствия будет иметь битва за портфели, развернувшаяся в правящем блоке «Ликуд» в последний день перед приведением нового правительства к присяге и во многом продолжающаяся и сегодня? И насколько работоспособен такой разношерстный кабинет министров? Ситуацию комментирует для «Хадашот» известный израильский политолог, проф. Университета Ариэль, д-р Зеэв Ханин.

 

Отдавая должное цинизму израильской политики (которая в Израиле, впрочем, не циничнее, чем в любой другой западной стране), можно сказать, что лучше официальная покупка коалиционных партнеров за министерские портфели, чем неофициальная коррупция, которая в конечном итоге обходится обществу еще дороже. Поэтому выбор между манипуляциями в стиле кашер, аваль масриах («кошерно, но воняет») и  бесконечными досрочными выборами это вопрос вкуса. При этом надо помнить, что в последние десятилетия правящая партия является меньшинством в любой коалиции.  Нынешняя ситуация не исключение — «Ликуд» был вынужден приобретать коалиционных партнеров, делясь с ними жирными кусками бюджетного и прочих пирогов, поскольку (в отличие, скажем, от Великобритании) сформировать правительство на своих условиях победители не могут. К тому же, чем уже коалиция (а сегодня она максимально узка и состоит из 61 депутата, 59 пребывают в оппозиции), тем дороже стоит каждый коалиционный партнер, что и обусловило цинизм коалиционных торгов.

Что касается ситуации в самом «Ликуде», то важно понимать, что в нашей модели парламентской демократии правительство, состоящее из депутатов, будучи формально «самой сильной комиссией»  Кнессета и подотчетной ему, на самом деле является гораздо  более сильным центром власти. Поэтому для депутата при таком разделении властей  естественно стремление перейти в «первую лигу», добиваясь поста министра, а не остаться «просто депутатом». Тем более, что на глазах ликудников каждый коалиционный партнер получил почти все, что хотел, после чего члены крупнейшей фракции в Кнессете стали требовать свою долю. Немаловажно и то, что для Нетаниягу это, видимо, последняя каденция на посту премьера, поэтому уже сейчас выстраивается очередь его наследников. А чем тяжелее портфель у министра, тем больше у него возможностей укрепить собственный политический лагерь и с его помощью стать во главе «Ликуда», а там и во главе правительства.   

Говоря о жизнеспособности нынешней коалиции, напомню, что подобные прецеденты в израильской истории были — Ицхака Рабина, например, поддерживали даже меньше половины депутатов Кнессета, при этом он заключил Соглашения Осло, получив внешнюю поддержку арабских фракций. Такая узкая коалиция была и у Ариэля Шарона, которому удалось провести размежевание. Союзы такого рода могут функционировать либо в режиме чрезвычайного положения, либо для реализации одного проекта, либо как коалиция выживания. Но такая коалиция не может проводить широкомасштабные реформы, а эти выборы проходили под лозунгом реформ  радикального снижения цен, решения жилищной проблемы и т.д. Но для принятия важных законов у Нетаниягу  слишком неустойчивое большинство, грубо говоря, ни один из депутатов коалиции не имеет права заболеть, уехать за границу или отлучиться в туалет во время важного голосования. Кроме того, реформы, обещанные разными партиями своим избирателям, просто противоречат друг другу. Например, лидер «Кулану»  рыночник Моше Кахлон  требует либеральных реформ, а ультраортодоксы, получившие колоссальный ресурс, выступают за совсем иное распределение бюджета. «Еврейский дом» и харедим придерживаются полярных позиций в отношении обязательного призыва и иных гражданских вопросов и т.д.

Линий раскола и подводных камней в этой коалиции чрезвычайно много — она может взорваться изнутри в любой момент, поэтому большинство экспертов сходятся во мнении, что либо нас ждут новые выборы, либо Биньямин Нетаниягу переформирует и расширит свое правительство. Все зависит от того, насколько долго премьер-министр сможет сохранить геостратегический статус-кво между рекой Иордан и Средиземным морем. Если в 2009-м и 2013-м годах он возглавлял кабинет министров, который мог выдерживать внешнее давление, то сегодня это не так. Увеличив представительство «Ликуда» в Кнессете с 18 до 30 мандатов, Нетаниягу парадоксальным образом получил правительство намного слабее предыдущего. Поэтому есть немало комментаторов, предсказывающих, что премьер может уйти влево. Для чего он попробует ввести в коалицию «Сионистский лагерь», параллельно пытаясь расколоть оппозиционные партии, прежде всего «Еш атид» и «Наш дом — Израиль», в отношении которого такие попытки уже предпринимаются. Меньше шансов на то, что Нетаниягу на каком-то этапе взвесит возможность ввести в правительство «Еш атид» и «Наш дом — Израиль», выведя оттуда ШАС и «Еврейский дом». Но в израильской политике все возможно.