Март 2016

Одри Азулай назначена министром культуры Франции

Талейраном в юбке называют эту элегантную 43-летнюю женщину, назначенную на днях министром культуры Франции. Одри Азулай  — эталон парижского лоска — родилась в Эс-Сувейре — небольшом марокканском городе, где евреи составляли 40% населения. Ее отец — Андре Азулай — банкир и политик, советник марокканских монархов Хасана II и Мухаммеда VI, бывший исполнительный вице-президент банка BNP Paribas и командор ордена Почетного легиона. 

 

Как скромный студенческий протест в Польше вылился в мощнейшую антисемитскую кампанию

Вместо «еврей» говорили, конечно, «шпион-сионист», но последствий это не меняло: тысячи людей лишились работы, членства в партии и даже гражданства. Случившееся подтолкнуло евреев к последней массовой эмиграции из Польши, а саму страну – к политическому кризису.

Сколько евреев будут жить в Израиле в 2050 году - мнение эксперта

Какой демографический сценарий ждет еврейскую диаспору и сколько евреев будут жить в Израиле через 40 лет в интервью с демографом Яковом Файтельсоном. 
Начиная с 1947 года, предсказание о том, что евреи будут меньшинством в собственной стране, отодвигается уже в девятый (!) раз. Сначала эту черную дату перенесли с 1960 на 1968 год, затем на 1985-й, потом на 1990-й и последовательно на 2000-й, 2012-й, 2014-й, 2016-й, а сейчас на 2020 год.

Часть 4. Митинги 1966 г.

Целью данной публикации является попытка как можно более подробно и добросовестно задокументировать зафиксированные в кадре события. Публике предлагается, прежде всего, опознать и назвать тех, кого ещё можно узнать на снимке. А также, по возможности, восстановить место и время события, авторство фотографирующих и условия съёмки. Там, где эти данные уже имеются, они указаны в подписи к соответствующему снимку.
Общий комментарий ко всем снимкам можно найти (как это предлагалось и в предыдущей публикации) здесь.

Часть 5. Бабий Яр – по-советски, по умолчанию


Митинги сентября 1966 г. были для советской власти полнейшей неожиданностью, но, очевидно,произвели на неё огромное впечатление: 1 октября 1966 г. Первый секретарь Киевского горкома партии Ботвин пишет подробный отчёт о митинге Первому секретарю ЦК Компартии Украины Шелесту, 12 октября специальное заседание Киевского горкома партии собирается для обсуждения этого события. Между этими датами Шелест отправляет отчёт о митинге в Москву, в ЦК КПСС. Сразу же после всех этих действий, у дороги, ведущей через замытый Бабий Яр на Сырец, кто-то тайно и без лишнего шума устанавливает памятный камень «Тут будет сооружён памятник советским людям…»

Часть 6. Бабий Яр – форпост сионизма


Уже с самого своего начала, с первых дней своего существования, движение еврейского национального возрождения (во всех его формах, включая, разумеется, и Бабий Яр) находилось под неусыпным надзором советских (милиция, КГБ) и партийных (ЦК КПСС и ЦК КПУ) органов – ниже уровнем инстанции нами не занимались. Сначала, всё происходящее в Бабьем Яру, они понимали как действия «еврейских националистов с целью разжигания националистических тенденций среди еврейского населения города Киева»(доклад Шелеста в Москву в 1966 г). Но в 1970 г. Андропов уже знал (и докладывал об этом ЦК) что: «Под воздействием сионистской и антикоммунистической пропаганды из-за рубежа среди советских евреев,зараженных национализмом, наблюдается тенденция к объединению и антисоветским выступлениям под прикрытием борьбы за “пробуждение национального самосознания” и “развитие еврейской культуры”... В 1969-1970 гг. шёл процесс постепенного объединения нелегальных сионистских групп и организаций, возникших в различных районах страны, в подпольную партию сионистов...» (подробнее об этом здесь).

Таким образом, Бабий Яр медленно, но неуклонно, становился местом противостояния советской власти и сионистских устремлений еврейского национального возрождения.

Забота о еврейском наследии во Львове грозит разрушением памятников материальной культуры

Проект «Пространство синагог», призванный сохранить еврейское наследие Львова… грозит окончательным разрушением материальных памятников еврейской истории города. Идеологией проекта, призванной продемонстрировать полное уничтожение еврейского присутствия во Львове, продиктована небрежность по отношению к сакральным с точки зрения еврейской традиции объектам, ряд которых являются памятниками всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Часть 7. Бабий Яр в Израиле


Борьба за память о Бабьем Яре, за своё национальное достоинство, за еврейское национальное возрождение оказалась не столь уж безнадёжной – в марте 1971 г железный занавес чуть-чуть приподнялся, и тонкий ручеек еврейской эмиграции вдруг заструился в Израиль. Мы уходили из Советского Союза навсегда. Мы оставляли за собой Бабий Яр и всё, что было с ним связано. Но, уходя, мы уносили с сбой нашу память о Бабьем Яре. Он оставался с нами, потому что отделить его от нашей судьбы было уже не возможно. 

Часть 8. Бабий Яр: отсюда – и в вечность


Готовясь к своей первой церемонии памяти Бабьего Яра в Израиле, мы решили, что тут, в Израиле, наши памятные церемонии должны начинаться с молитвы. Что читать и как читать? – по своему абсолютному невежеству, мы, конечно, не знали. Поэтому решено было обратиться к специалистам – в 1974 году кроме кибуцев-первопроходцев на Голанах было уже несколько религиозных поселений (Рамат Магшимим, Нов, Хиспин). Туда-то мы и обратились. И нам не отказали. 

В украинской истории евреев словно нет

Почему еврейский нарратив не является частью украинской истории, как разобраться со своими героями, и созрело ли общество для признания темных страниц прошлого — в интервью с кандидатом исторических наук, преподавателем магистерской программы по иудаике НаУКМА, ученым секретарем Украинской ассоциации иудаики Сергеем Гириком.

Страницы